Тревожный звонок для государственных вузов - РСД - Архив

Тревожный звонок для государственных вузов

Тревожный звонок для государственных вузов Минобрнауки продолжает борьбу с «неэффективными» вузами. Уже 119 учреждений высшего профессионального образования лишились права принимать абитуриентов.

Ранее данные санкции распространялись в основном на коммерческие заведения с сомнительной репутацией, новый список, опубликованный Рособрнадзором 22 сентября, включает в себя ряд весьма важных государственных университетов.

Первое впечатление от опубликованного списка – «начали резать по живому». Ивановский государственный университет – главный вуз региона, его закрытие означает, что федеральная власть оставляет всякие попытки поддержки находящейся в сложной ситуации области. Ликвидация педагогических университетов Екатеринбурга и Махачкалы создаёт в перспективе проблемы с комплектованием кадров в школах и детсадах Свердловской области и Дагестана. Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) – кузница специалистов для отечественного автопрома, о развитии которого так любят говорить первые лица, не будет её – придётся инженеров из-за рубежа выписывать, равно как придётся выписывать архитекторов и инженеров-строителей из других регионов в Сибирь с закрытием Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета.

Впрочем, для вышеперечисленных вузов решение Рособрнадзора – это пока только предупреждение. Список, явно подготовленный заранее, был опубликован только по окончании кампании приёма студентов на первый курс, доучить нынешних студентов и выдать им дипломы университетам пока разрешено, а до следующей вступительной кампании – целый учебный год, в течение которого санкции с этих вузов могут быть сняты. Но положение всё равно тревожное – ведь за год список может быть и расширен.

Сокращение числа студентов, преподавателей и самой сети высших учебных заведений в России вызвано сочетанием ряда обстоятельств.

Во-первых, в связи с демографической ситуацией в последние годы постоянно снижаются требования к абитуриентам. В условиях, когда вузу необходимо любой ценой укомплектовать первые курсы, конкурс становится лишь бюрократической формальностью. Кто не смог поступить в престижный столичный вуз – того с радостью возьмут в вуз рангом пониже.

Результаты вступительной кампании 2014 года показали, что средний суммарный вступительный балл по ЕГЭ снова обвалился, причём – сразу на 10 пунктов. Средний проходной балл по русскому языку составил 62,5, по математике – 39,6, по английскому – 61,2, по физике – 45,7 и т.д. Если оперировать более привычной пятибалльной, а не стобалльной шкалой, то получается, что учиться в университеты в этом году пришли закоренелые «троечники», причём, «троечники» по профильным предметам, к которым, казалось бы, они должны испытывать особенный интерес. Лёгкость поступления в вуз снижает учебную мотивацию, и, соответственно, качество школьного образования. Да и высшего тоже. Если с трудом набрали в студенты всех, то захотел, то так и будут «тянуть» до окончания магистратуры, закрывая на всё глаза – лишь бы кто-нибудь в студентах числился.

Второй комплекс причин – уже связан с экономической ситуацией. Министерству образования и ректорскому корпусу предстоит отчитываться о выполнении т.наз. «майских указов» Путина, подписанных в 2012 году в части повышения зарплат профессорско-преподавательского состава. В текущем учебном году средняя зарплата преподавателя вуза должна выйти на уровень двухкратного среднего размера зарплаты по экономике региона. Насколько достоверны официальные данные по размерам зарплат в регионах России можно спорить, но при выполнении указа ориентироваться приходится именно на эти, вполне вероятно что и завышенные официальные данные. Как утверждают в Минобре, на текущий учебный год все вузы обеспечены средствами в полном объёме, но что будет дальше?

В планах правительства на 2015 и 2016 годы – сокращение в структуре федерального бюджета расходов на образование с 5,4 до 3,9%. И это при том, что в результате последствий войны на Украине прогноз доходов федерального бюджета может быть изменён в сторону понижения. Кроме того, для реализации «майских указов» правительству пришлось выйти за рамки заложенных федеральных расходов на образование, используя такие ресурсы, как облегчение налогового бремени на регионы, чтоб те направили эти средства на зарплаты педагогам и использование резервных фондов. В следующем году этих дополнительных ресурсов уже не будет.

Таким образом, под видом борьбы с «неэффективными вузами» правительство всё-таки начинает немного экономить, сокращая число бюджетных мест в вузах и саму сеть федеральных учреждений профессионального образования. В ближайшие годы мы будем слышать хвастливые заявления о повышении зарплат преподавателей, и при том наблюдать массовые сокращения штатов, проводимые под видом действительно необходимой борьбы с коммерческими вузами и филиалами, занимающимися имитацией образовательной деятельности.

Сколь бы далёкими друг от друга ни казались темы государственной образовательной политики и государственной политики внешней, в жизни они идут в очень тесной связке. Увеличение военных расходов, триллионные компенсации потерь от санкций руководителям госкомпаний и другие последствия войны неизбежно ведут к урезанию социальных расходов. Так что сейчас борьба за сохранение сети государственных вузов – это, главным образом, борьба против войны.

С решением проблем, сложившихся в результате демографической ямы, всё несколько сложнее. Но при достаточном финансировании и оно есть. Если в условиях нехватки мест в вузах главным мотиватором для студентов служила угроза непоступления либо отчисления, сейчас необходимо использовать поощрительные меры – например, реальное повышение академических стипендий, ощутимые премии студентам, показывающим успехи в учёбе. И конечно, сама система «деньги следуют за учеником», лишившая вузы возможности отчислять уклоняющихся от учёбы,  должна быть пересмотрена. Ведь за демографической ямой ожидается подъём, так что сохранить существующую сеть было бы намного разумней, чем разрушать её сейчас, а через несколько лет воссоздавать с нуля.


22 сентября 2014 — Сергей Козловский, РСД
образование, министерство образования и науки, список неэффективных вузов, закрытие вузов


«Российское социалистическое движение»,
2011-2012
Copyleft, CC-BY-SA