Галина Яковлевна Ракитская - РСД - Архив

Галина Яковлевна Ракитская

Галина Яковлевна Ракитская 20 августа ушла из жизни Галина Ракитская, один из старейших российских марксистов-обществоведов, неутомимый просветитель и активист рабочего движения. Публикуем статью памяти Галины Яковлевны, написанную ее и нашим другом и товарищем, профессором Монреальского университета Давидом Манделем

До конца своей жизни Галина Яковлевна была главной движущей силой Школы трудовой демократии, основанной в 1994 г. Она была и ее главным интеллектуальным ресурсом, вместе со своим супругом, единомышленником и постоянным сотрудником, Борисом Васильевичем. Основатели школы, в числе который был и я, поставили себе целью содействовать развитию независимого, классового движения эксплуатируемых трудящихся, т.е. подавляющего большинства общества. Мы считали это главным условием политического и социального прогресса России.

Супруги Ракитсткие еще при Перестройке, как только это стало политически возможным, активно участвовали во вновь зарождающемся рабочем движении. Эта деятельность вытекала непосредственно из их марксисткого мировоззрения, или, как Галина предпочитала выражаться, из их последовательного революционного гуманизма. Это и привлекло меня в то время к Галине.

Рабочий класс СССР издавна был темой моей научной работы. Как и Раскитские, я не мог оставаться пассивным наблюдателем, тем более, что велось (и ведется) целенаправленное наступление властей на политические и экономические права трудящихся.

Своей идейной позицией Галина резко выделялась в среде российской обществоведческой интеллигенции. Я, конечно, не говорю о сталинистах, которых оставалось гораздо больше, хотя большинство обществоведов быстро перекрасились в либералов после крушения советской системы.

На самом деле одной из сложнейших задач Школы было и остается освобождение трудящихся от распространенной склонности отождествлять старую систему с социализмом. Это важная задача, поскольку Школа ставит себе целью содействовать именно стратегическому мышлению рабочего движения, а такое мышление невозможно, если отсутствует ясность в понимании конечной цели, пусть она и далека.

С другой стороны, основатели школы были убеждены, что если рабочее движение останется в идеологических рамках капитализма, если оно не поставит себе конечной целью освобождения трудящихся от эксплуатации, завоевание народной демократии, оно едва ли сможет наращивать силы и значительно влиять на положение трудящихся. Отсюда и акцент школы на классовую независимость трудящихся, в том числе на независимость их организаций от работодатедей и их слуг, на выработку собственной идеологии класса.  

Но не только общность наших идеологических установок и ее глубокое знание российского рабочего движения привлекли меня к Галине. Кроме этого она была одной из редчайших представительниц российской левой интеллигенции, людей, которые умели найти с трудящимися общий язык, вести с ними настоящий диалог. В то же время она к ним не проявляла снисхождения, не щадила их своей критикой, порой весьма суровой. 

Правда, первое время между нами возникали разногласия по поводу педагогики. Мне казалось, что Галина придавала слишком много значения лекциям ведущих. Со своей стороны, она считала, что своим настоянием на активном участии трудящихся, на роли их собственного опыта и знаний в учебе, я свожу роль ученых-ведущих на нет. И поэтому продвижение мышления едва ли получится. Однако мы довольно быстро преодолели эти разногласия. Усилиями главным образом Галины школа выработала собственную педагогику, диалектически сочетающую преимущества обоих подходов и избегающую главных их недостатков. Кроме вступительных и заключительных лекций, дискуссий в малых группах, редких «мини-лекций» ведущих в курсе пленарных дискуссий, центральное место в педагогике школы занимает подготовленная заранее серия вопросов, вокруг которых весь семинар и построен.

Вся сложность заключается в том, чтобы формулировать вопросы так, чтобы они касались конкретных проблем, переживаемых трудящимися, и заодно выводили  дискуссию на уровень стратегии (идеологии). Этой задачей в основном занималась Галина (в диалоге с супругом) и она с ней мастерски справлялась. Через их активное участие в обсуждении конкретных проблем трудовой жизни, таких как зарплата, рабочее время, условия труда, занятость, профсоюзная структура, и многое другое, мышление трудящихся направляется по независимомому классовому руслу. Иными словами школа помогает трудящимся искать решения их проблем, исходя из их собственной потребности развития как полноценных людей, а не из логики капитала, для которого трудящиеся представляют собой рабочую силу, а улучшение их положения  – лишние затраты.  

Задача, которую ставит себе школа непростая – осовободить движение трудящихся от идеологического влияния капитала. Она непростая, поскольку трудящиеся зависят материально от капитала, а эта зависимость, естественно, давит на сознание. Школа довольно быстро пришла к выводу, что сотрудничать стоит только с трудящимися, которые уже осознали необходимость борьбы и реально поднялись на борьбу, т.е. с независимыми профсоюзами.

Мы поняли, что бесполезно работать с профсоюзами ФНПР, поскольку в ее организациях полностью отсутвует стремление к классовой незавимости. Если в силу обстоятельств в той или другой ячейке такое стремление все-таки возникает – что нередко случалось в 1990-е годы  – то окружающая ФНПР-овская структура приходит в движение для ее быстрого удушения. Признаюсь, что Галина это поняла гораздо раньше меня.

Я коротко затронул лишь один аспект, хотя один из центральных, жизни Галины Яковлевны в годы моего сотрудничества с ней. Я не писал о ее богатой научной работе, неотделимой от ее общественно-политической деятельности. Эта работа подпитывала мои собственные научные искания и значительно углубляла мое понимание марксисткой теории. Я не писал и о моей дружбе с Галиной, которая была для меня не только товарищем и коллегой, но и заботливым другом. Галина сочетала в себе твердость бесстрашного борца за свободу и справедливость, непримиримость человека с сильно развитым чувством собственного достоинства, готового его защищать против всего и всех, и небъятную нежность еврейской матери, бабушки и прабабушки.


04 сентября 2013 — Давид Мандель
Ракитская, Мандель, Школа трудовой демократии, марксизм, профсоюзы, рабочее движение


«Российское социалистическое движение»,
2011-2012
Copyleft, CC-BY-SA