Авиакомпании - под общественный и рабочий контроль! - РСД - Архив

Авиакомпании - под общественный и рабочий контроль!

Авиакомпании - под общественный и рабочий контроль! Катастрофу лайнера A321, как и многие подобные трагедии, называют "техногенными", как будто техника может убивать сама по себе, вне зависимости социальных и политических условий. Что спасет систему, разъеденную коррозией?

В СМИ уже появляются данные, характеризующие порядки, царящие в компании "Когалымавиа". Например, о двухмесячной задолженности по зарплате перед пилотами, изношенности самолета, коррозии, разъевшей его несущие конструкции. В связи с этим в Госдуме прозвучало предложение передать контрольные пакеты акций частных авиакомпаний государству. 

По мнению автора предложения Олега Нилова в этом случае "за любое ЧП персональную ответственность понесут руководители отрасли и профильных министерств", что, очевидно, резко повысит безопасность полетов. Увы, г-н Нилов заходит не с того конца. Национализация не принесет улучшений, если авиакомпании так и останутся структурами, непрозрачными для общественного контроля и ориентированными лишь на извлечение прибыли, а их работники (в первую очередь заинтересованные в безопасности своего труда) не будут пользоваться свободой профсоюзной деятельности и забастовок. 

Надо ли подчеркивать, что условия труда работников воздушного флота непосредственно связаны с безопасностью пассажиров? Между тем, мы видим, как попытки коллективной защиты интересов трудящихся в авиационной отрасли методично подавляются. Лидеры Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) оказались в тюрьме после того, как профсоюз отсудил у государственной компании "Аэрофлот" крупную сумму в качестве компенсации за вредные условия труда пилотов. Профсоюз летного состава (ПЛС) подвергся травле в СМИ (в том числе и в правительственной "Российской газете"), когда выступил против массовых сокращений пилотов, бортпроводников и сотрудников наземных служб авиакомпанией "Россия" (дочка "Аэрофлота"). Такое жесткое давление объясняется тем, что профсоюз доводил до сведения общественности факты, свидетельствующие о том, что "оптимизация" негативно скажется на безопасности полетов.  

Члены профсоюза "Новопроф" в проблемной авиакомпании "Трансаэро" подверглись гонениям со стороны работодателя после того как потребовали соблюдения трудовых прав бортпроводников.

Национализация могла бы дать положительный эффект лишь в том случае, если бы государство было не закрытой корпорацией коррумпированных чиновников, а хотя бы в какой-то мере - инструментом общественного контроля над экономикой; если бы она сочеталась с демократизацией трудовых отношений и полной финансовой прозрачностью. Без выполнения этих условий любые разговоры о национализации являются не более чем бюрократической утопией или средством передела собственности между группировками элиты.


02 ноября 2015 — РСД
Когалымавиа, авиакатастрофа в Египте, A321, Олег Нилов, национализация, профсоюзы, безопасность полетов, ШПЛС, РСД, левые


«Российское социалистическое движение»,
2011-2012
Copyleft, CC-BY-SA