Митинги: от ритуала к осмысленности. Советы активистам - РСД - Архив

Митинги: от ритуала к осмысленности. Советы активистам

Митинги: от ритуала к осмысленности. Советы активистам Митинг – не место для дискуссии? Для чего нужны митинги. Критерии эффективности. Митинг как информационный повод. Альтернативы митингам. Презентация организации на митинге.

Наверное, самой распространенной формой оппозиционной активности являются митинги. Многими это пассивное стояние с флагами в более или менее пустынном месте, в «загоне» полицейских заграждений кажется пустым времяпровождением. Так ли это?

Митинг – не место для дискуссии?

Начнем с того, что определение митинга в российском законодательстве и то, что имеет место на практике, разительно отличается от изначального значения этого слова. Родиной митингов (meeting), как известно, является Англия, где под ними понимались публичные собрания, посвященные обсуждению какого-либо политического вопроса.

Вот, например, что говорит о современных ему английских митингах Карл Маркс: «Рабочий класс… не имеет… своих представителей в парламенте. Тем не менее, он не лишен политического влияния. Ни одно серьезное нововведение, ни одна решающая мера не были проведены в этой стране без pressure from without (давления извне)… Под pressure from without англичане понимают большие внепарламентские народные демонстрации, которые, конечно, не могут быть осуществлены без деятельного участия рабочего класса» (К. Маркс, Рабочий митинг в Лондоне, 1862).

А вот как описывает Маркс инцидент, случившийся на митинге сторонников рабовладения, требовавших вмешательства Британии в Гражданскую войну в США: «Это бессмысленное словоизвержение (председателя митинга – Ред.) было встречено громом аплодисментов. Возражения противников тонули в реве, шиканье и топанье. На замечание некоего г-на Кэмпбелла, что весь этот митинг ведется не по правилам, неумолимый Спенс ответил: «Пусть так, но сам факт, который мы должны рассмотреть, также противоречит правилам». В ответ на предложение некоего г-на Тернера перенести митинг на следующий день, дабы «город Ливерпуль мог также принять в нем участие и имя его не узурпировалось кликой хлопковых маклеров», со всех сторон послышались голоса: «Хватайте его за шиворот, вышвырните его вон!». Нисколько не смущаясь, г-н Тернер повторил свое предложение, которое, однако, вопреки всем правилам английских митингов, не было поставлено на голосование. Спенс победил. Однако в действительности ничто так не способствовало охлаждению настроения в Лондоне, как известие об этой победе г-на Спенса» (К. Маркс, Англо-американский конфликт, 1861).

Итак, митинг в классическом понимании этого слова представляет собой дебаты, проходящие вне стен парламента (на открытом воздухе или в помещении), призванные выявить общественное мнение с целью давления на правительство.

В отличие от большинства современных российских митингов, рядовые участники которых играют чисто пассивную роль, а заранее подобранные ораторы стараются (по крайней мере, явно) не противоречить друг другу,  митинг в староанглийском стиле является местом для дискуссии, рамки которой очерчены строгими правилами, нарушение которых дискредитирует нарушителя. Кстати, подобный же характер носили и митинги эпохи русских революций 1905-1917 гг., где полемика между ораторами нередко перерастала к потасовку.

Современный формат российских митингов гораздо более авторитарен и скучен (похоже, что он ведет свою родословную от советских митингов с их запрограммированным сценарием и единогласным голосованием). Мессидж, который несет такой митинг, его требования и идеологическая направленность известны заранее, также как и состав выступающих (даже когда в программе митинга присутствует «свободный микрофон», спичи случайных ораторов редко бывают содержательными). Поскольку выступлений оппонентов не предполагается, митинговые речи, как правило, не отличаются ни мастерством, ни аргументированностью. Нередко сами организаторы, сознавая, что выступления бесконечных ораторов (как правило, ограниченные регламентом в 3-5 минут) мало кто слушает, стремятся разбавить поток пустословия выступлениями музыкантов или поэтов.

Для чего нужны митинги

Однако митинги как форма публичного высказывания все же имеют свой смысл, который важно понимать активистам, чтобы избежать рутинного, механического повторения ритуальных действий. 

Целью любого митинга является воздействие на власть и/или общественное мнение. Однако наивно было бы думать, что внешнюю аудиторию подобной акции составляют неполитизированные прохожие, случайно оказавшиеся рядом с местом проведения митинга. Одиночный пикет, проведенный в оживленном месте, является в этом смысле куда более эффективным, чем акция, которую власти обычно стремятся упрятать подальше от людских потоков и окружают кордонами полиции. 

Суть любого митинга заключается в том, чтобы наглядно продемонстрировать общественную поддержку того или иного требования, политической силы или лидера. Для властей, СМИ и общества в целом они служат индикатором социального недовольства и актуальных политических тенденций. Для оппозиционных организаций, активистов и сочувствующих митинги являются средством укрепления общности, местом смотра сил и самопрезентации, источником кадров и необходимым условием поддержания активистского тонуса.

Поэтому очевидно, что успех всякого митинга зависит, в первую очередь, от его численности (а в случае, если акция носит общероссийский характер - еще и от регионального охвата).

Критерии эффективности

Массовость митинга является понятием относительным. Она зависит:

- От общего состояния протестного движения (2000 человек на митинге оппозиции в таком городе, как Питер считалась бы провалом зимой 2011-12 гг., и успехом за пару месяцев до этого или спустя год после этого).

- Размеров сообщества, напр., города или организации, определяющего масштабы митинга (митинг, на который вышли 100 из 200 работников предприятия будет крупным ЧП для администрации данного предприятия, также как 500 человек на площади для мэрии 50-тысячного райцентра).

- Динамики кампании (если на первый митинг вышло 1000 человек, а на второй – 300, это очевидный провал, если наоборот - успех).

- Политического или общественного веса организаторов митинга. Малоизвестная политическая группировка, сумевшая вывести на улицу 1000 человек, очевидно, повысит свой авторитет. Митинг или пикет, в котором участвуют 10 академиков, включая двух лауреатов Нобелевской премии, очевидно, будет иметь куда больший резонанс, чем протест 500 панков. Отсюда – постоянная охота организаторов митингов за VIP-ами (даже если они являются полнейшими профанами в политике).

- Степени риска, на который идут участники манифестации. Если митинг запрещен властями, но на него все равно собралось несколько сот или тысяч человек, значимость требования, подкрепленного таким образом, существенно повышается.

В связи с этим стоит вспомнить первую в российской политической истории демонстрацию студентов у Казанского собора в 1876 году. Огромное воздействие этого события на умы современников было связано, конечно, не с численностью манифестантов, а с дерзостью этого выступления и последовавшей за ним неадекватной реакцией властей.

Но при этом следует понимать, что «повинт» сам по себе аргументом не является: репрессии, спровоцированные самими манифестантами, чтобы произвести медиа-эффект, компенсировав тем самым недостаток реальной социальной поддержки, играют лишь на руку властям.

Несанкционированные акции в рамках «Стратегии-31» пользовались сочувствием в определенных кругах общественности, поскольку они: а) апеллировали к конституционному праву граждан «собираться мирно, без оружия» б) были мотивированы неправомерными действиями властей, ограничивающих это право, в) имели характер пассивного неповиновения, на фоне которого задержания и избиения выглядели актами чудовищного произвола.

То же самое относится и к событиям 6 мая 2012 года. Применение силы демонстрантами находит обоснование и оправдание в провокации и насилии со стороны ОМОНа.

Однако всяческие «прорывы», использование файеров и т.п. во время согласованных акций протеста с единственной целью – привлечь к себе внимание – никакой моральной силой не обладают.

Митинг как информационный повод

Митинг, не обладающий большой массовостью, не сопровождающийся столкновениями с полицией или другими противниками, не посвященный какой-то чрезвычайно резонансной проблеме, является довольно слабым информационным поводом. Это должны учитывать активисты, выбирая ту или иную форму публичного высказывания.

Нет ничего более скучного, чем писать или читать о «проходном» митинге. Чтобы как-то привлечь публику и журналистов, организаторы акций нередко пытаются изобрести какой-то, более или менее удачный, креатив, сочетая традиционно-митинговые формы с элементами перформанса, уличного театра, концерта и т.п. В качестве примеров можно привести, скажем, акцию против коммерциализации образования осенью 2012 и прошедший недавно «НЕмитинг» в Петербурге. По сути дела, здесь имеет место использование юридической оболочки митинга (которая дает возможность использовать звукоусиление и легально оповещать об акции публику) для проведения совсем иного агитационного действа.

Прежде чем принять решение об организации митинга, необходимо предельно конкретно ответить на следующие вопросы:

Какие политические и практические цели мы преследуем данной акцией?

Какими ресурсами (людскими, материальными, медийными, временными) мы обладаем?

Какого эффекта ожидаем для собственной организации и/или для кампании, ведущейся силами нескольких организаций?

Какая форма публичного высказывания наиболее адекватна нашим средствам и целям?

После того, как акция проведена, необходимо проанализировать, насколько успешно были реализованы поставленные задачи. При этом руководствоваться нужно не субъективными ощущениями, а объективными показателями: число участников митинга, их качественный состав (соотношение активистов и новых людей),  количество публикаций в СМИ и упоминаний в них вашей организации, насколько эффективно была проведена мобилизация членов вашей организации и сочувствующих, на уровне ли было материально-техническое обеспечение акции, сколько было потрачено и собрано денег, какова была реакция властей, каким должно быть продолжение кампании (единичные протесты, вне контекста кампании, как правило, бесполезны) и т.д.

Альтернативы митингам

Слишком частое проведение митингов, усталость от которых давно стала общим местом, нередко связано с банальным отсутствием фантазии и недостаточным осмыслением активистами собственной практики. Но, как уже было сказано выше, юридическая форма митинга может быть использована для проведения различных акций. Действительно, если малочисленный митинг показывает лишь бессилие организаторов, то небольшая, но ярко и остроумно проведенная акция в стиле уличного театра может быть гораздо более эффективным средством агитации. В качестве примера можно привести «аукцион по продаже Родины», организованный питерскими активистами после фильма «Анатомия протеста-2». Если целью является не столько массовая мобилизация, сколько привлечение внимания общественности к определенной проблеме, хорошей формой может быть, к примеру, «уличный университет» (публичные лекции на открытом воздухе, как в случае с московской кампанией за восстановление стелы революционеров и мыслителей), выставка, концерт или поэтические чтения. Наконец, если вашей целью является агитация прохожих с использованием звукоусиления, вы можете провести «мини-митинг», указав в заявке минимальное число участников (напр. мини-митинг у ст.м. Купчино).

Презентация организации на митинге

  Нередко левые активисты приходят на акции протеста, организованные другими политическими силами или социальными движениями, стремясь донести до их участников позицию, отличающуюся от официальных лозунгов. Это может быть связано как с предрассудками или противодействием устроителей акции, так и с ограниченностью самих левых. По этому поводу необходимо отметить, что раздача листовок на чужом митинге, как правило, представляет собой бесполезную затею и никак не способствует росту нашего авторитета и известности. Подобное «участие» пройдет, в лучшем случае, незамеченным, а в худшем – создаст представление о левых как о сектантах, паразитирующих на организованных другими протестах.

  Давно пора изживать «хвостизм», присущий многим левым группам. Когда возможно, необходимо самим выступать с инициативой проведения митингов, приглашая к участию другие общественные силы, входить в состав оргкомитетов и коалиций, активно участвовать в подготовке протестных акций, рассылать собственные пресс-релизы, добиваться выступлений и возможности демонстрировать атрибутику организации.

  На последнем пункте следует остановиться особо, т.к. «вопрос о флагах» нередко становится поводом для конфликтов при подготовке многих публичных мероприятий. Запрет на использование политической атрибутики может быть обусловлен разными мотивами. Иногда – это следствие добросовестного заблуждения аполитичных социальщиков, плохо разбирающихся в организациях и программах, опасающихся манипуляций и «экстремизма». В других случаях – сознательная тактика политических манипуляторов, стремящихся взять протест под свой контроль (скажем, когда в качестве звезды «аполитичного» митинга выступает депутат) или попытка искусственным образом затушевать идеологические различия.

Самопрезентация, в том числе – визуальная, является необходимым условием деятельности политической организации (См. Антикапиталистическая партия в России. Введение в оргстроительство). Действуя анонимно, скрывая свою идентичность, левые зачастую способствуют консервации обывательских предрассудков и низводят себя до положения простых волонтеров при социальных движениях. Но в то же время бестактное, не основанное на взаимном доверии, навязывание своей атрибутики может пойти лишь во вред организации, изолировав ее от потенциальных союзников и сторонников.

  В каких случаях следует пойти на компромисс, а в каких – настаивать на своем или отказаться от участия в акции, - зависит от конкретной ситуации. Во многих случаях адекватной заменой флагов могут служить плакаты, баннеры, бейсболки или футболки с партийной символикой.

Важной частью подготовки к любому митингу являются печатные материалы. На мой взгляд, привлекательная на вид и интересная газета, красочный буклет – лучше, чем обычные листовки, которые посетители митингов получают в большом количестве и обычно выбрасывают, не читая. Также имеет смысл использовать митинги для продажи значков, брошюр и другой аналогичной продукции.   

 


30 апреля 2013 — Иван Овсянников, РСД
митинг, организовать митинг, провести митинг, РСД


«Российское социалистическое движение»,
2011-2012
Copyleft, CC-BY-SA