Налог ДЛЯ верующих и неверующих - РСД - Архив

Налог ДЛЯ верующих и неверующих

Налог ДЛЯ верующих и неверующих Активисты РСД в Петербурге инициировали сбор подписей под онлайн-петицией, предлагающей ввести особый налог для верующих. Почему мы считаем это требование справедливым и полезным для трудящихся, вне зависимости от их отношения к религии?

Любой человек, желающий выразить свою принадлежность общественной организации, партии, движению понимает, что их деятельность необходимо финансировать. Обычно есть два пути – самофинансирование и деньги спонсоров.

Религиозная организация или община в этом смысле не отличается от общественного движения. У любой общины есть расходы на храм, священника и прочие повседневные нужды. Однако встает вопрос: на чьи деньги осуществляется вся эта деятельность?

Мы уже привыкли, что когда в СМИ появляется аббревиатура РПЦ, то нередко поводом становится скандал: то у патриарха исчезают часы на фотографии, то пьяный священник на джипе устраивает аварию. Какая связь между налогом и подобными случаями? Самая прямая. Ведь подобные истории порождает, в том числе, финансовая непрозрачность церкви.

Когда религиозная община перейдет на самофинансирование, у прихожан появится возможность контролировать расходование своих денег. Каждый сможет потребовать отчет о расходовании той суммы, которую он перечислил на счет церкви, каждый сможет требовать зримый результат: реставрацию церкви, икон, закупку всего необходимого для служб инвентаря.

Не секрет, что строительство новых храмов и реставрация старых – почва для коррупции. Например, немало вопросов вызывает деятельность петербургской строительной фирмы «Балтстрой», которая занимается реставрацией знаменитых монастырей. Деятельность этой компании сопровождается целой серией скандалов. В частности, ее обвиняют в хищении 100 млн. руб. при реставрации Изборской крепости и в варварской «реставрации» Троице-Сергиевой лавры.  По слухам, эта компания подконтрольна ФСО и потому имеет приоритет в реставрации церковных памятников. Но почему сами верующие не могут заниматься определением строительных компаний, ответственных за реставрацию храмов? Ведь понятно, что в проектах подобного масштаба всегда играет роль интерес высших церковных иерархов и воротил строительного бизнеса, причем, очевидно, небескорыстный.

Финансирование церкви ее прихожанами позволило бы поставить деятельность по строительству и реставрации храмов и монастырей под контроль самих верующих. Отдавая свои деньги, они имели бы полное право требовать прозрачности финансовых потоков и отчетности церковнослужителей перед прихожанами.

Финансовое участие – дисциплинирующий фактор. Церковные деятели порой жалуются на то, что непонятно, кто именно составляет приход церкви, что приход – мифическая организация. К тому же, готовность финансировать собственную религиозную общину – еще один показатель твердости убеждений человека. Раннее христианство знало лишь самофинансирование, и во многих библейских текстах содержатся как призывы вносить деньги в общину, так и жалобы на непоступление взносов. В современном мире религиозный налог существует в ряде стран. В Германии, например, он составляет 8-9% от подоходного налога и уплачивается конкретной религиозной общине.

Налог стал бы препятствием на пути расходования государственных средств на нужды религиозных организаций. Россия – светское государство, а значит, правительство не должно выказывать предпочтения никакой религиозной конфессии, а также не помогать ей финансово. На практике же мы наблюдаем тесный альянс светской и духовной автократии: патриарх Кирилл фактически стоит выше Святейшего Синода, как и президент Путин выше любых законодательных и исполнительных органов.

Автономию патриарха от православных верующих как раз и обеспечивает то, что РПЦ живет не за счет взносов прихожан, а на доходы от недвижимости в центре Москвы, беспошлинной продажи табака и алкоголя, деньги спонсоров. Если бы финансирование осуществлялось за счет верующих, Святейший Синод получил бы возможность играть более самостоятельную роль по отношению к патриарху, да и в целом деятельность церковных иерархов стала бы более доступной для контроля. Ведь когда мы даем кому-то деньги, мы вправе спросить, как этот человек ими распорядился.

Требование введения налога для верующих - требование демократическое. Атеисты и агностики имеют право требовать расходования государственного бюджета не на строительство пустующих храмов, а на образование, науку, медицину. Верующие же должны иметь возможность контролировать деятельность своих религиозных общин, а контроль финансовый, как известно, самый эффективный.


24 сентября 2013 — Тимофей Раков, РСД
религия, атеизм, налог, РПЦ, налог для верующих, РСД, левые, антиклерикализм, патриарх Кирилл, Балтстрой


«Российское социалистическое движение»,
2011-2012
Copyleft, CC-BY-SA