РСД присоединяется к платформе "В защиту общества", подписанной рядом профсоюзных активистов, журналистов, писателей, деятелей искусства и ученых. Выход из кризиса - не в сплочении нации вокруг государства, а в солидарности прогрессивных сил в борьбе против бедности, авторитаризма и неравенства.
От редакции:
Российское социалистическое движение присоединяется к Платформе "В защиту общества" и призывает поддержать её. Мы полностью разделяем изложенную в ней позицию и требования. Также мы уверены и в обозначенной необходимости объединения вокруг общей программы для противостояния центробежным силам, поляризующим общество и маскирующим реальные классовые основания социальных конфликтов. Надеемся, что платформа послужит не только для сверки позиций той части общества, которая не попала как в пропутинский лагерь, так и в правую оппозицию, но также ляжет в основу политической силы, действительно представляющей левую, антикапиталистическую повестку в демократическом движении.
Наше общество апатично и раздроблено, чем успешно пользуется правящая элита. Государственные медиа переполнены лоялистской пропагандой, представляющей любые протесты как происки внешних врагов, в оппозиции доминирует праволиберальный фланг с его апологией свободного рынка и приватизации. Почти не высказывается позиция, которая связывала бы демократическую и левую повестки. Мы считаем, что единственная альтернатива курсу на обнищание, варварство, распад общества — объединение для выработки общей политической позиции и программы коллективных действий.
Сегодня в России все говорят о кризисе. Однако его причины гораздо глубже, чем внешняя политика властей, коррупция или давление Запада. Они — в исчерпанности постсоветской капиталистической модели, основы которой были заложены в 90-е и на фундаменте которой вырос нынешний режим. В этой модели приватизация собственности была неразрывно связана с приватизацией политической власти, а неизбежным следствием экономического насилия стал поворот к авторитарной президентской власти в 1993 году. Мы считаем нынешний путинский режим органичным развитием ельцинского, а экономический порядок, выражением которого он является, — продолжением деиндустриализации страны и грабительской эксплуатации природных ресурсов в интересах элиты. Парадокс этой ситуации в том, что Россия с ее огромными запасами природных ресурсов не направила достаточного количества средств, полученных от сырьевого экспорта, на укрепление экономического и общественного благосостояния.
Можно сказать, что деградация — политическая, интеллектуальная, социальная — стала сутью этой системы. Итог — не только распыление общества, но и его бессилие перед репрессиями, религиозным мракобесием и, главное, непрерывным наступлением на социальные права.
В нулевые годы власть сделала ставку на «деполитизацию», а главным своим достижением провозгласила стабильность. Конфликт в Украине и активное участие в нем российских властей способствовали созданию подобия нового патриотического консенсуса. Но идеология, на которой он основан, лжива и нежизнеспособна, а провозглашаемое общенародное единство фальшиво. Главный прием официальной пропаганды — постоянное переключение внимания: внешнеполитические маневры становятся оправданием антисоциальной политики и подавления базовых гражданских свобод внутри страны.«Антикризисный» план правительства практически полностью соответствует рецепту так называемой политики строгой экономии, которая проводится в Греции, Испании и Италии с конца 2000-х годов и уже привела к обнищанию и росту безработицы в этих странах. Это помощь крупным банкам и корпорациям, перманентное изъятие средств у населения через увеличение прямых и косвенных налогов и иных поборов, повышение пенсионного возраста, сокращение социальных программ, расширение приватизации в госсекторе.
В России такие меры сочетаются с резкой девальвацией рубля, отказом правительства от индексации, а также коррупцией и расхищением бюджета. Но если европейские элиты, проводя свою последовательную экспроприацию средств у большинства, надеются на экономический рост, российское правительство вообще не имеет внятной перспективы и живет исключительно сегодняшним днем. Поэтому вместо долгосрочной стратегии оно прибегает к тактике «затыкания дыр», пытаясь ослабить последствия бюджетного дефицита. Под нож идут в первую очередь образование и здравоохранение, на повестке стоит повышение пенсионного возраста.
Власть преследует два краткосрочных интереса. Во-первых, она стремится удовлетворять аппетиты элиты в прежних объемах и поэтому продолжает за счет бюджета «спасать» госкорпорации и крупные банки. Во-вторых, она пытается не допустить социальной катастрофы, сдерживая рост открытой безработицы и демагогически требуя от регионов «не допускать снижения доходов населения». Такая политика только откладывает неизбежную катастрофу. Поэтому элиты уже сейчас приступили к поиску «козлов отпущения», в том числе и в своих собственных рядах. Однако выбранный в рамках существующей системы «антикризисный» курс является безальтернативным для правящего класса в целом, и смена отдельных чиновников или даже главы государства не изменит его основного направления, открыто враждебного интересам большинства.
В отличие от европейских стран, где политике жесткой экономии активно сопротивляются профсоюзы и массовые социальные движения, российское большинство пока остается пассивной жертвой. Тем не менее уже с конца прошлого года заявили о себе новые протестные группы, готовые защищать свои интересы. Чаще всего такие выступления, как всероссийская акция дальнобойщиков, митинги против платных парковок или «итальянские» забастовки медиков в ряде регионов, направлены против отдельных наиболее очевидных антисоциальных аспектов экономической политики властей, непосредственно угрожающих рабочим местам и уровню жизни.
Мы считаем, что новая гражданская нация в России может появиться только в общей борьбе таких движений и профсоюзов, а не в политтехнологическом конструировании или в безумных прожектах национализма любых мастей. Настолько же неприемлемо разделение жителей страны на «цивилизованных граждан» и «совков», отдающее социальным расизмом. Вместо актуализации линий противостояния 1991 и 1993 годов, играющей на руку власти и способной привести лишь к конфликтам в будущем, нам нужна программа гражданского согласия, основанная на общей социальной и демократической повестке. Речь идет об экономических интересах большинства, неотделимых от политических и гражданских свобод. Мы предлагаем объединиться всем, кто разделяет наше видение ситуации и убежден в необходимости реализации следующих базовых требований:
Наша платформа открыта для подписания. Мы убеждены, что только само общество может выступить в свою защиту, и надеемся, что этот документ станет первым шагом к диалогу и поиску новых форм взаимодействия.
Елизавета Александрова-Зорина, писатель, публицист
Евгений Бабушкин, писатель, журналист
Светлана Баскова, режиссер
Любовь Беляцкая, книжный магазин «Все свободны»
Илья Будрайтскис, публицист, преподаватель, редактор сайта «Открытая левая»
Сергей Васильев, певец, режиссер
Сергей Вилков, журналист, «Общественное мнение»
Татьяна Волкова, куратор
Анна Гаскарова, журналист, Snob.ru
Игорь Гулин, прозаик, критик, обозреватель «Коммерсантъ-Weekend»
Андрей Демидов, профсоюз «Учитель»
Екатерина Дёготь, куратор
Игорь Дмитриев, журналист
Олег Журавлев, Лаборатория публичной социологии
Карин Клеман, факультет свободных искусств и наук СПбГУ, институт «Коллективное действие»
Андрей Коновал, оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие»
Матвей Крылов, художник
Павел Кудюкин, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», главный редактор журнала «Демократия и социализм»
Василий Кузьмин, активист, Левый блок
Борис Куприянов, книжный магазин «Фаланстер»
Екатерина Лазарева, кандидат искусствоведения, художник
Арсений Левинсон, правозащитник, юрист
Илья Матвеев, кандидат политических наук, преподаватель
Кирилл Медведев, поэт, музыкант, Российское социалистическое движение
Антон Морван, журналист, «Общественное мнение»
Глеб Напреенко, главный редактор журнала «Разногласия»
Сергей Невский, композитор
Андрей Олейников, доцент РГГУ, профсоюз «Университетская солидарность»
Александр Резник, кандидат исторических наук
Галина Рымбу, поэт, Российское социалистическое движение
Александр Скидан, поэт, критик
Владислав Софронов, независимый исследователь, РСД
Никита Сутырин, режиссер
Оксана Тимофеева, философ, ст. преподаватель ЕУСПб, ст. научный сотрудник ИФ РАН
Артем Фаустов, книжный магазин «Все свободны»
Алексей Цветков, писатель
Кети Чухров, доцент Высшей школы экономики
Константин Шавловский, поэт, кинокритик, «Порядок слов»
Ян Шенкман, журналист «Новой газеты»
Александр Шубин, доктор исторических наук, член рабочей группы сообщества «Информационал»
Алексей Юрчак, антрополог, профессор Калифорнийского университета в Беркли
Вы можете подписываться в группе на Фэйсбуке; ВКонтакте или в комментариях под публикацией на сайте www.colta.ru.
14 июля 2016 —
В защиту общества, манифест, левые, РСД