23 февраля: "мужской день" или день памяти первой антимилитаристской армии? - РСД - Архив

23 февраля: "мужской день" или день памяти первой антимилитаристской армии?

23 февраля: В России любят праздники. В потоке серой обыденности нужны особые дни, когда можно отключиться от реальности, иногда - в буквальном смысле. Но среди труднообъяснимых поводов для праздности есть несколько «красных дней», которые не дают быть праздной нашей памяти. 23 февраля – один из них.

Это день, когда нам есть что вспомнить и есть что праздновать. Сегодня этот день называют Днём защитника Отечества, до этого он был Днём Советской армии и Военно-морского флота, а учреждался как День Красной Армии. В тот далёкий грозный февраль 1918 года Совет Народных Комиссаров обратился к народу с воззванием: «Все на защиту социалистического отечества!». Владимир Ленин подписал декрет об учреждении Рабоче-Крестьянской Красной Армии, в котором обозначил её как особый инструмент классовой борьбы, а целью её создания определил защиту Советской власти в республике. Основными принципами организации вооружённых сил революционного государства, по мысли Ильича, были классовая сущность, добровольность и временный характер:

«Рабоче-крестьянская Красная армия создается из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся классов… Доступ в ее ряды открыт для всех граждан Советской республики не моложе 18 лет. В Красную армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеванной Октябрьской революции, и власти советов и социализма»

Декрет «О Рабоче-крестьянской Красной армии», 1918

Армия революции мыслилась как противоположность старой русской армии, к тому времени полностью разложившейся. Причиной этого краха стала не агитация большевиков, как до сих пор утверждает псевдоисторическая пропаганда. Распад армии был обусловлен распадом всего дореволюционного российского общества, моделью которого являлись вооруженные силы, построенные на муштре и слепом подчинении крестьян, одетых в солдатские шинели, офицерами-дворянами. Это была армия, уже доказавшая бездарность своего генералитета в русско-японской войне и запятнавшая себя карательными операциями во время Первой русской революции. Первая мировая, ставшая синонимом кровавого абсурда, таящегося в недрах буржуазной цивилизации, оказалась для царской России испытанием, которого она не могла пережить. Тем более поразительно, что именно антимилитаристская революция 1917 года, разорвавшая путы армейской дисциплины, полностью уничтожившая все фетиши казенного патриотизма, смогла в кратчайшие сроки породить военную организацию нового типа, способную не только отстоять завоевания революции, но и собрать из многочисленных обломков царской империи новое общественное целое – СССР.   

Чтобы подобное стало возможным, было необходимо строить армию на совершенно новых, демократических, началах. Старая армия была кастовой, новая - рабоче-крестьянской; старая боготворила слепое, механическое подчинение, новая провозглашала своей основой сознательность; старая представляла собой сложную иерархию чинов и званий, новая отрицала даже внешние атрибуты субординации, такие как погоны или отдание чести. Разумеется, в условиях Гражданской войны невозможно было довести этот социальный эксперимент до логического завершения, в частности – сохранить добровольческий, партизанский характер революционной армии. Однако сделано было немало, и сегодня об этом следует помнить.

Большевики планировали сразу после ликвидации опасности со стороны немцев перейти ко всеобщему вооружению трудящихся, т.е. к вооруженным силам, организованным по принципу народного ополчения. И отчасти этот проект был реализован. Вплоть до конца 1930-х годов РККА представляла собой милиционную структуру. В 1918 году было введено всеобщее военное обучение (Всевобуч) рабочих и крестьян, причем в военной подготовке могли принимать участие не только мужчины, но и женщины. Обучение проходило методом вневойсковой подготовки, на кратковременных военных сборах. В мирное время кадровый состав армии был ограничен небольшим числом профессиональных военных.

ркка

Все это имело не только практический смысл (Советской России 20-х годов, конечно, нужно было экономить), но и идейное обоснование. Если системы призывной или профессиональной армии ставят своей целью максимально изолировать вооруженные силы от общества, либо, помещая призывника на длительный срок в условия казармы, либо формируя элитные части, пропитанные кастовым духом, то милиционная Красная армия стремилась к слиянию с классом, который считался опорой советского строя. Это был глубоко демократический подход, который, разумеется, пришелся не ко двору при Сталине, когда фактически была восстановлена традиционная армия, ставшая орудием Термидора. Однако нельзя забывать, что подвиги и победы РККА в Великой Отечественной войне были подвигами и победами армии, которая в течение двадцати лет – с 1918 по конец 30-х – строилась и развивалась на основах, заложенных Октябрьской революцией.

ркка

Праздник 23 Февраля постепенно эволюционировал от чествования победоносной армии трудящихся, сумевших преодолеть контрреволюцию и утвердить власть советов, через милитаристский угар к патриархальному ритуальному действу. Установление подобных памятных дат и учреждение праздников всегда носит со стороны государства пропагандистский характер. Первое в мире социалистическое государство в этом смысле не было исключением. Целью учреждения этого праздника, безусловно, было укрепление веры народа в собственные силы, веры в победу над внешними и внутренними классовыми врагами. Армия революции нуждалась в народной поддержке. И не случайно первые подобные торжества совместили с организованным сбором помощи для бойцов, сражавшихся на фронтах Гражданской войны.

ркка

Первый парад Красной армии в Москве, был, по мнению очевидцев, зрелищем, если не жалким, то весьма и весьма далёким от тех пышных парадов, которые были обыкновением в царской армии. Разница была не только в том, как хорошо были вымуштрованы бойцы в колоннах и шеренгах, а в том, что было написано на их лицах. Если под блеском золотого шитья и бархатом знамён, за чеканным шагом под звуки огромных оркестров в глазах солдат читался страх зуботычин и гауптвахт, то на лицах неровно шагающих первых красноармейцев были улыбки. В их поношенных фронтовых гимнастёрках и шинелях был тот самый всенародный разнобой, представляющий трудовую семью огромной страны.

Со временем Красная Армия менялась, как менялась и вся страна, и праздник в честь Красной Армии. Появилась, а точнее вернулась из небытия, традиция пышных парадов. 23 февраля стал днём не Красной армии, а просто армии. Выхолощенный до примитивного милитаризма, праздник ко времени советского застоя окончательно превратился в «мужской день», также как 8 марта выродилось в день «женский». Сегодня армия России давным-давно не народная и, конечно, вовсе не Красная, а праздник превращён в день абстрактного защитника абстрактного отечества.

Теперь мы знаем, что cегодняшняя страна не вспомнит о великой революции и её защитниках. В школах страны по разнарядке пройдут смотры строя и песни, детишки разделятся по половому признаку, чтобы вручить дежурные открытки и незамысловатые подарки под руководством патриотично настроенных учителей. Отечественное телевидение продемонстрирует населению очередную агитку, очерняющую основателей Красной Армии, но, тем не менее, расскажет о ее славных подвигах и не меркнущих победах. Улицы городов украсят патриотические плакаты с воинственной символикой, а государственные мужи расскажут населению о том, «как родину любить». Мужчины откупорят бутылки и закусят той снедью, которую сготовит им «слабый пол». Но, в какое бы обывательское болото ни погрузилось вечно нждающееся в защите отечество, революция останется революцией, подвиги – подвигами, а великий социальный эксперимент – великим социальным экспериментом. 

 


23 февраля 2015 — Евгений Люфанов, РСД
РККА, Красная армия, 23 февраля, история


«Российское социалистическое движение»,
2011-2012
Copyleft, CC-BY-SA