От формальной - к фактической толерантности - РСД - Архив

От формальной - к фактической толерантности

От формальной - к фактической толерантности Мне одному кажется, что эксцесс исламского фундаментализма, вылившийся свинцом на головы "кощунников-карикатуристов" - вовсе не от избытка, а от недостатка этой самой пресловутой толерантности?

 Ведь по закону диалектики, если бы толерантности было в избытке, то она просто перешла бы на иной качественный уровень, конструкция стала бы содержанием, наполнив толерантностью все общественные страты и социальные ниши. То есть стала бы действительной, а не формальной свободой выбора и слова, а затем, в конечном итоге, и преодолением экономической эксплуатации и господства. Бесконечно множащиеся различия в конце концов превзошли бы себя в универсальной форме коллективности нового постгосударственного типа - сообществе публично реализуемого общего блага.

  Но на практике мы имеем либеральную антиномию, когда отношение к другому толерантно, но в пределах допустимой дистанции и границ экономически дозволенного привилегированного статус-кво. Различия могут множиться до бесконечности, если это либерально-буржуазные различия. И когда этот другой, радикально иной, совсем не разделяет наше либеральное общее поле толерантности - индивидуальных свобод и терпимости, а остается в него недо-включен, со-существует где-то в зоне непроговоренной, темной, до-модерной стороны нашей толерантной постмодерности, то никакие плоды просвещения и свободы слова на него не распространяются.

  Но включать другого в зону притяжения толерантности следует вовсе не тотальной ассимиляцией его в более развитом обществе "всеобщего" неолиберального благоденствия, и уж тем более не сегрегацией как опасного варвара, которого «некуда деть, а газовые камеры - не наш метод», а последовательным долгим и мучительным процессом экономической, политической и культурной социализации, когда все религиозные, национальные и культурные идентичности не отмирают, а преодолевают свою судьбоносную, как бы "природную" онтологию и становятся всего лишь одной из возможных и разнообразящих этот мир идентичностей - равных и разных.

  Когда религиозный фанатик обретает холодную голову, не теряя горячее сердце, отделяя свое существование в обществе от сущности своей духовной жизни. Но процесс такой включенности – социализации - невозможен без потрясения самих основ либерально-буржуазной демократии - перехода последней из "формального" в "фактический" режим. Режим, в котором наемные рабочие и угнетенные по национальному, гендерному, религиозному и другим признакам меньшинства будут реализовывать свободу выбора и слова не через электоральное опосредование раз в энное число лет, а путем делегирования своих прав представителям их собственных сообществ, чтобы социальные симптомы не накапливались и не прорывались разрывом символических тканей социума в виде перманентной череды "чрезвычайных положений".


13 января 2015 — Роман Осьминкин, РСД
толерантость, charlie hebdo, левые, РСД, Роман Осьминкин


«Российское социалистическое движение»,
2011-2012
Copyleft, CC-BY-SA