Впервые на выборы идут активисты независимого профсоюза «Университетская солидарность»: Михаил Лобанов и Николай Волков в Москве и Ирина Трушкина в Санкт-Петербурге. Она баллотируется в Заксобрание по списку КПРФ в 24-м избирательном округе. Являясь лидером ячейки «Унисола» в Санкт-Петербургском государственном аграрном университете, Ирина не первый год защищает права преподавателей, выступает за сохранение аграрного образования в России. О причинах похода политику, профсоюзной борьбе и состоянии аграрного образования в России Трушкина рассказала в интервью Феликсу Левину из РСД Санкт-Петербурга.
— Почему Вы решили идти в политику?
— Я пришла работать и учиться в СПбГАУ в 1994-м. В 2018-м мы создали независимую профсоюзную ячейку «Унисола» в университете. Одним из основных направлений нашей работы стало выполнение «майских» указов Президента, по которым средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава (ППС) должна быть не ниже 200% от средней по экономике региона.
Администрация университета отчиталась за 2017 год о средней зарплате ППС по вузу — 83 тысячи рублей, [что намного превышает реальные цифры]. В 2018 году мы подали обращение в прокуратуру, была проведена проверка под контролем депутата Госдумы Лебедева. Администрации университета было предложено устранить нарушения при расчете зарплат. Но с того времени практически ничего не изменилось, кроме руководства. В университете в очередной раз проводятся мнимые, на мой взгляд, «реструктуризации», «оптимизации». Мы писали обращения в Думу, в правительство, предлагали внести изменения в соответствующие законы, чтобы преподаватель мог получать достойное вознаграждение за свой труд.
Я постоянно будоражу органы власти проблемами аграрного образования. Неоднократно мы поднимали в СМИ и в обращениях в вышестоящие инстанции вопросы о недопустимой и деструктивной ситуации, складывающейся в аграрном образовании.
«Чуткая» кадровая политика в вузах, подведомственных Минсельхозу, устойчиво и последовательно везет к уничтожению сельскохозяйственных вузов. Аграрное образование в России в целом страдает от недофинансирования.
Во всех аграрных университетах поменяли уставы и отменили выборы ректоров. Неучастие коллектива в выборах ректора — это, в первую очередь, отмена демократических основ в вузе. Эти изменения противоречат демократическим основам управления высшими учебными заведениями, которые традиционно заложены в уставах всех учебных заведений.
Срочные трудовые договоры (до года!) и низкий уровень заработной платы приводит к тому, что преподаватели вынуждены искать дополнительные источники дохода.
Все это ведёт к профессиональному выгоранию и снижению качества образования. Специалисты в области аграрного образования и науки не нужны новой администрации.
Приведу цитату преподавателя Тимирязевской академии — «чтобы вести занятия студентам достаточно просто поступить в аспирантуру, зато «круто» понижается средний возраст ППС, о качестве образования никто даже не заморачивается. Преподаватели с опытом ставятся на одну чашу весов со вчерашними студентами.
— Что бы вы хотели сделать на уровне ЗакСа?
— В настоящее время являюсь депутатом муниципального совета города Пушкина и кандидатом в депутаты ЗакС Санкт-Петербурга. За время своей муниципальной деятельности я столкнулась с тем, что многие вопросы жителей Пушкинского района быстрее решить на уровне ЗакСа.
Как и всех жителей, меня очень волнует состояние спортивных объектов в Пушкинском районе. За этот год я столкнулась с массой проблем в медицине.
Депутатский статус даже на муниципальном уровне позволяет помочь исполнительной власти и надзорным органам выявить и решить проблемы, волнующие людей, дает возможность выходить на законодательный уровень.
— Расскажите о вашем конфликте с университетом. Профсоюз «Университетская солидарность» писал, что вас в этом году даже вызывали на беседу в уголовный розыск. ..
— До прихода нового руководства наше предыдущее руководство не особо обращало внимание требования дорожной карты и не выполняло контрольное соотношение — один преподаватель на 12 студентов. Отмечу, что это рекомендуемый показатель.
Приход нового руководства у нас в вузе начался с того, что надо сокращать количество ставок ППС, чтобы выполнить это соотношение.
Мои попытки обратить внимание администрации на то, что надо сохранить преподавательский и научный потенциал университета, были тщетны.
Сокращения «коснулись» в большей степени кафедр, на которых трудятся члены нашей профсоюзной ячейки.
Я выступила в программе «Сельский час». Видео получило тысячу просмотров. Администрация подала на нас суд. В настоящее время иск отозван.
Получается так, что за выполнение моих обязанностей как профсоюзного лидера, меня пытаются «наказать». А весной этого года меня пригласили в РОВД Пушкинского района, где было заведено дело (или дела).
Следователи стали вызывать и опрашивать членов профсоюза. Почему в эти разбирательства вовлечены сотрудники МВД, причем не общественной безопасности, а уголовного розыска? Расцениваю это как очередное давление на наш профсоюз.
— Активисты независимых профсоюзов редко идут в политику. В этом же году наблюдается позитивная тенденция. Михаил Лобанов, ваш товарищ по профсоюзу, выдвигается в депутаты Госдумы и имеет хорошие шансы на победу, вы — в депутаты ЗАКСа. Как вы думаете, что может дать профсоюзам представительство на городском уровне? И конкретно высшей школе?
— Во-первых, я, конечно, слежу за кампанией Михаила Лобанова и желаю ему удачи. Безусловно, представительство профсоюзов в ЗакСе, в Госдуме, может нам, профсоюзам, помочь отстаивать права трудящихся. В феврале этого года администрация нашего вуза подписала коллективный договор с работниками. В уставе университета написано, что колдоговор принимается только конференцией. Однако коллективный договор был подписан ректором и председателем профсоюза ФНПР (в котором, как я считаю, «по инерции» состоят больше 50% сотрудников). Петербургский Комитет по труду и занятости зарегистрировал этот договор. На мои запросы в органы власти и надзорные органы, как обычно, пришли отписки.
— Как депутат ЗАКСа Вы могли бы устроить проверку реального состояния зарплат и нагрузки в петербургских университетах?
Думаю, что это возможно.
— Можно ли мотивировать членов независимого профсоюзов самим активнее идти в политику, а не консолидироваться вокруг партийных бюрократов?
Это не только проблема профсоюзов. Надо думать, что делать с общей деполитизацией.
— Как трудовые коллективы привести в политику? Даже в Белоруссии они активнее.
— Это не совсем так. Члены моего трудового коллектива, которые опасаются открыто подержать наш профсоюз, в университете из-за возможных преследований со стороны администрации, проголосовали за меня на муниципальных выборах. В этой связи не так все плохо.
— Что бы Вы ответили тем силам, которые выступают за бойкот этих выборов?
— Лучше прийти и проголосовать, чтобы потом не «разводить руками» и говорить, что «опять все за нас решили». Сегодня не существует неполитических вопросов. Надо что-то делать. Решать проблемы можно если активно требовать и не отступать.