На территории Палестины и Израиля около недели продолжаются беспорядки и вооружённые столкновения, катализатором которых стало принудительное выселение арабского населения квартала восточного Иерусалима Шейх Джарах и штурм израильской полицией мечети Аль-Акса на Храмовой горе.
Израиль в своей практике выселения арабского населения Израиля из восточного Иерусалима руководствуется законом, позволяющим евреям требовать реституции собственности, которой любые евреи (а не предки обращающихся) владели до 1948 года. Чтобы получить право на собственность по этому закону достаточно доказать, что конкретным домом или землёй владел еврей, в том числе и несколько веков назад. При этом существует отдельная правовая норма, прямо запрещающая палестинцам принимать схожие меры в отношении собственности, которой владели другие арабы до 1948 года.
Соответственно, выселение сопровождается системной дискриминацией палестинского населения и поражением его в правах.
В ответ на выселения в центре Иерусалима и ряде других городов начались беспорядки, на которые правые сионисты ответили «Маршем с флагами», шествием в сторону Аль-Аксы, на территорию которой превентивно ворвалась полиция и зачистила её от арабов.
Параллельно с этим еврейские радикалы при попустительстве полиции устраивали погромы арабских магазинов в Бат-Яме (где от рук погромщиков погиб еврей, которого приняли за араба), а в Лоде полиция открыла огонь по протестующим арабам, но в итоге утратила контроль над ситуацией в городе.
В ответ на это фундаменталистская организация «Исламский джихад» совместно с партией ХАМАС, находящиеся в секторе Газа, объявили о возобновлении ракетного обстрела территории Израиля в случае, если действия полиции и погромщиков не прекратятся.
В итоге по ситуации на 14 мая по Израилю выпущено около двух тысяч ракет, а в секторе Газа израильскими силами атакованы около тысячи объектов.
Потери Израиля составили семь погибших (из них один солдат) и около двухсот раненых от ударов ракет. Потери сектора Газа: 109 погибших (сообщается, что большая часть из них — боевики) и около 700 раненых.
На днях армия обороны Израиля объявила, что планирует полномасштабную операцию против ХАМАС в Газе. На данный момент по сектору Газа наносит удары авиация и артиллерия.
Кому выгодно обострение конфликта?
Для находящихся у власти в Израиле правоконсервативных сил новая война после выборов будет означать усиление их позиций и поражение идеи об альтернативном правительстве с участием Мансура Аббаса [израильский политик арабского происхождения] и проарабских сил.
Парадоксально, но по той же причине война выгодна и террористическим группам в секторе Газа, которые заинтересованы не в ослаблении противостояния как и Израилем, так и со светской Палестинской администрацией и партией ФАТХ, а в подавлении оппозиции в секторе и усилении своей авторитарной власти.
Тем не менее, нельзя забывать о том, что имела место явная провокация со стороны режима Нетаньяху с продолжающимися выселениями арабов и атаками на людей в мечетях.
Существование режима Оккупации, оправдываемое правыми израильскими политиками, толкает радикальные палестинские силы на ответы разной степени адекватности. От действий обоих политических лагерей страдают как евреи, так и жители Палестины.
Государство Израиль с самого начала (а теперь уже и на законодательном уровне) считает себя этногосударством евреев, где полноценные гражданские и религиозные права есть исключительно у граждан галахического происхождения, то есть тех, кого таковыми считают по религиозным законам.
Да, на протяжении XX и XXI века эти законы менялись в лучшую сторону, но положение нетитульной нации в Израиле остаётся всё ещё тяжёлым.
Казалось бы, очевидно, что не все израильтяне — евреи, и не все евреи — израильтяне. Сегодня израильтяне-арабы имеют иной правовой статус, чем 350 тыс. палестинцев, которые живут под израильской оккупацией в Восточном Иерусалиме, чем 2,5 млн живущих на Западном берегу под управлением Палестинской администрации, и чем 1,9 млн живущих в блокированном секторе Газа под властью ХАМАС.
Эти группы палестинцев технически не имеют гражданства. Это означает, что, например, палестинцы в Восточном Иерусалиме не могут голосовать на израильских национальных выборах или получать израильские паспорта, помимо других ограничений.
Для палестинцев на Западном берегу и в Газе это означает, что большую часть их жизни контролирует Израиль — страна, в которой они не имеют прямого голоса.
Арабские израильтяне, с другой стороны, являются гражданами Израиля и поэтому, по крайней мере, теоретически, имеют доступ к тем же паспортам, выборам, образованию, здравоохранению, инфраструктуре и безопасности, что и израильские евреи.
Но, хотя они, безусловно, пользуются большими правами, чем палестинцы в Восточном Иерусалиме (которые, в свою очередь, «привилегированней», чем палестинцы на Западном берегу, чье положение лучше, чем у палестинцев в Газе) арабские израильтяне утверждают, что с момента основания государства на практике им не были предоставлены те же права, что и евреям-израильтянам.
Это одна из причин, почему многие арабские израильтяне называют себя палестинцами с израильским гражданством.
Израильская ассоциация за гражданские права (ACRI) зафиксировала укоренившуюся дискриминацию и социально-экономические различия в «земле, городском планировании, жилье, инфраструктуре, экономическом развитии и образовании».
По данным ACRI, более половины бедных семей в Израиле являются арабами, а арабские муниципалитеты являются самыми бедными в Израиле.
Более того, ACRI говорит, что к арабским израильтянам относятся с «враждебностью и недоверием» и что «значительная часть израильской общественности рассматривает арабское меньшинство как пятую колонну и демографическую угрозу».
Более того, палестинское население сектора Газы сталкивается с постоянными этноцидальными практиками: расстрелами на границе с Израилем. Так, с 30 марта по 14 мая 2018 года 58 палестинцев было убито резиновыми пулями и более 2700 (в том числе женщин-медсестёр) ранено солдатами Армии обороны Израиля в протестах на границе Газы против переноса посольства Израиля из Тель-Авива в Иерусалим, считающийся нейтральным и многоконфессиональным городом.
Несмотря на вышесказанное, нельзя идти на поводу у очевидно оторванного от реальности тезиса о том, что Израиль — «фашистское государство». Критика милитаристской и оккупационной политики «Ликуда» во главе с арабофобом Беньямином Нетаньяху повсеместна внутри Израиля, начиная от независимых инициатив, занимающихся просвещением об Оккупации, и кончая прогрессивным и реформистским течениями в иудаизме, противостоящим ортодоксии.
Среди партий, выступающих за права израильских и палестинских арабов, можно назвать левосионистскую «Мерец» и несионистскую «Хадаш».
Будущее Израиля и Палестины лежит в мирном урегулировании арабо-израильского конфликта, прекращении Оккупации, смены власти правых милитаристов на левых демократов по обе стороны стены и маргинализации ультраортодоксальных и фундаменталистских группировок.
Михаил Федорченко
Источники:
Israel’s hugely controversial “nation-state” law, explained (vox.com).
The Rules of Halacha (aish.com)
Association for Civil Rights in Israel (ACRI) July 12, 2018.
Israel faces outcry over Gaza killings during Jerusalem embassy protests (The Guardian)
Hamas in 2017: The document in full (middleeasteye.net)
Ноw Israel Helped to Spawn Hamas (The Wall Street Journal).