Экология как болевая точка капитала

2019 год был насыщенным в плане политических событий: Московские протесты за честные выборы, бунты в Латинской Америке против антисоциальных мер, осуществляемых неолиберальными режимами, выборы в Британии, которые выявили явную поляризацию общества между левыми и правыми. Но особняком в череде этих событий, знаменующих собой обострение социального напряжения по всему земному шару, стоят экологические протесты, которые с каждым годом собирают под свои знамена всё больше людей. Эти протесты как правило концентрируются вокруг экологических ‘болевых точек’ — мусорных полигонов и заводов, вырубаемых лесов, приватизируемых природных ресурсов. 

Примечательно, что в большинстве своем это низовые протесты, которые не были инициированы какими-либо политическими лидерами или партиями. В этом состоит их уникальность, которая в свою очередь отражает нарастающее недоверие населения к карманным партиям и политикам популистам. Всё это показывает, как никогда, возможность самоорганизации в гражданском обществе и проблему неравномерного перераспределения региональной власти между центром и переферией тех или иных стран. А так же заставляет левых активистов с надеждой смотреть на эти события. Разберем несколько наиболее значимых примеров экологических протестов, произошедших в России в 2019 году.

Мусорный кризис

В 2018-ом году на станции Шиес в Архангельской области началось строительство мусорного полигона, где будут захораниваться не подлежащие переработке бытовые отходы, вывезенные из Москвы и Московской области. 

Зелёный свет на утилизацию ТКО (твёрдых коммунальных отходов) в Шиесе получили ООО «Технопарк» генеральным директором является Пеняев Евгений — фирма о которой ничего не известно. РЖД тем делом получили основной тендер на транспортировку техники и материалов для строительства к месту постройки а в последующем и самих отходов. Основываясь на заключении специалистов, совет по правам человека признал, что строительство полигона в этом месте может вызвать загрязнение рек и значительно ухудшить экологическую обстановку в Архангельской Области и Республике Коми.

В 2019-ом году протест против строительства мусорного полигона на Шиесе собирал многотысячные митинги, а около места, где проходит строительство полигона, был организован постоянный палаточный лагерь чтобы блокировать доставку топлива и строительных материалов к месту постройки. Всё это приводит постоянным стычкам между активистами и ЧОП. В какой-то момент противостояние дошло до того, что станцию Шиес оцепила Росгвардия, а в соседнем посёлке отключили электричество и перекрыли дороги.

Несмотря на все проблемы с властями, протестный потенциал Шиеса ширится и привлекает внимание всё большего количества людей: как публичных персон — от  музыкальных исполнителей до представителей системной и несистемной оппозиции — так и сочувствующих жителей соседних регионов. Так, на митинг в Котласе — городе Архангельской области в 200 км от Шиеса — вышло десять тысяч человек, что составляет более 15% населения города. Что же касается поддержки протеста артистами и музыкантами, то здесь нельзя не упомянуть группу Аркадий Коц, песня которой “Стены рухнут” стала своеобразным гимном протеста и которая приезжала в Шиес с концертом. Поддержали активистов и политические движения — от депутатов КПРФ до несистемных левых, таких как РСД. 

Непримиримая позиция и готовность идти на радикальные меры несмотря на давление властей — все это делает протест на Шиесе уникальным событием. Тем более что мусорная реформа продолжает воплощаться в других областях страны.

Уже сейчас мы видим, как жители Калужской области, глядя на пример Шиеса, протестуют против планов постройки мусорного полигона рядом с деревней Михали, осуществляемой  компанией ООО «Профземресурс» управляемой Панкратов Олег Александрович. Но, скорее всего, за обеими фирмами и за «Профземресурс» и за «Технопарк» стоит более крупный рынчный игрок который легко получает легко эти тендеры.

Сомнительная переработка

Летом 2019-го волна протестов захватила еще несколько регионов – Саратовскую и  Кировскую области, а также Удмуртскую Республику. Активисты этих регионов объединились в борьбе со строительством заводов по переработке отходов первого и второго класса опасности, так называемых “заводов смерти”. Предполагается, что реализацией планов по утилизации этих отходов должен заниматься Росатом,  который не может гарантировать безопасную и экологичную переработку. 

Возглавили протест против заводов смерти активисты из Удмуртии, Башкирии и Пермского края, которые добиваются городского референдума по отмене строительства завода в Камбарке или, на худой конец, максимально прозрачном процессе отчета о проводимых работах и способах переработки. Они указывают на то, что при возможном выбросе токсичных веществ может пострадать не только сама Камбарка и соседние с ней области, но и река Кама, впадающая в Волгу.  В таком случае развития событий экологической катастрофы межрегионального масштаба не избежать.

Ситуация усугубляется тем, что недавно в Россию из Германии прибыли “урановые хвосты” (радиоактивные материалы которые использовались при создании ядерного топлива) и неизвестно где они будут в будущем складироваться. Переработка и утилизация отходов различного класса опасности из стран ЕС – это доходный бизнес, основным бенефициаром которого является госкорпорация Росатом, заключающая контракты с крупными концернами стран ЕС. Катастрофические издержки этого бизнеса тем временем несут жители регионов, в которых утилизация будет производится. 

В Удмуртии против заводов ведется активная борьба, центром которой стали местные левые организации, в том числе Удмуртское отделение РСД (Российского Социалистического Движения). Активисты создали объединение “Нет заводам смерти” и вывели на митинги больше тысячи человек. На данный момент они продолжают отслеживать продвижение строительства и участвуют в публичных слушаниях, посвященных строительству заводов. Власти тоже не остаются в стороне: они проводят кампанию по дискредитации активистов в СМИ, задерживают их и не пускают на слушания. Но это не привело к дерадикализации жителей, которые продолжают сопротивление.

Сжигать нельзя перерабатывать

18-го декабря Госдума приняла скандальный закон о приравнивании сжигания мусора к «утилизации» и отмен ОВОС (Оценки воздействия на окружающую среду), чем развязала руки мусоросжигательному бизнесу. Основными лоббистами этих законов и поправок выступили «РТ-Инвест» (дочерняя компания «Ростеха») и ООО «Царицын Капитал», принадлежащий Андрею Шипелову (глава «РТ-Инвест»). Эти компании получили контракты в размере 100 млрд. рублей на реализацию планов по строительству мусоросжигательных заводов. 

Одно из мест, где планируется постройка мусоросжигательного завода, расположен в нескольких километрах от деревни Осиново, что находится близко к жилым кварталам Казани. Местные активисты насторожились когда 28 ноября 2019 около деревни начали прокладывать дорогу к будущему месту постройки МСЗ. А 2 декабря они организовали лагерь против строительства МСЗ, названный «Казанским Шиесом». Всё это время в лагерь (по свидетельствам активистов) подсылали провокаторов, которые подбивали людей на  противоправные действия, а 16 декабря лагерь был жестоко разогнан по надуманным причинам. На данный момент лагерь не восстановлен, но активисты настроены решительно.

География строительства МСЗ не останавливается на Казани. Акции протеста против строительства МСЗ также проходят в Наро-Фоминске, Воскресенске, Ногинском и Солнечнегорском районе. Можно спрогнозировать что далеко идущие планы фирмы «РТ-Инвест» и аппетиты Андрея Шипелова будут расширяться, а значит будет расширяться география протеста против МСЗ, а протестная активности будет только расти и переходить к более радикальным способам сопротивления.

Итог

География экологических протестов в России значительно расширилась за последних год. Везде стороной, которая покушается на природные ресурсы и экологическое благосостояние, становятся частные компании и крупный бизнес, включая госкорпорации. Эти структуры обладают практически неограниченными ресурсами для подавления низового сопротивления. Им противостоят локальные общегражданские движения, которые объединяются вокруг проблемных точек (в первую очередь, мусорных заводов и полигонов), быстро разрастаются количественно и налаживают координацию между друг другом. Даже если мы посмотрим на стороны конфликта — частные и государственные компании с одной стороны и активисты и поддерживающие их местными жители с другой — классовый характер экологического кризиса и борьбы с ним становится очевидным. 

Мы, как левые, должны больше уделять внимания экологическим протестам и активно в них участвовать, поддерживая низовые движения и не позволяя правым перехватывать экологическую повестку. В заключение, необходимо указать, что значительным шагом в организации и консолидации экологических активистов стало создание движения «Нам здесь жить!» в декабре 2019 года. Это событие даёт надежду на то, низовые инициативы могут, наконец, стать идеологическим центром протестов в России.

Авторство — Кирилл Шумихин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *