Мусорный ком в горле властей: ни проглотить, ни выплюнуть

Упорная борьба активистов против строительства мусорного полигона в Шиесе стала настолько болезненной темой для властей, что они избегают любого упоминания о ней в СМИ; даже из стенограммы недавней «прямой линии» с президентом вырезали упоминание названия поселка (каким-то чудом вопрос был поднят в эфире и благополучно похоронен там же).

Вопрос действительно деликатный: мусорным бизнесом активно занимается и друг президента Чемезов, и сын генпрокурора Чайки, и нижегородский депутат Агафонов, и московская мэрия, и многие другие. Еще свежо в памяти наглое преследование журналиста Ивана Голунова (которому полиция подбросила наркотики), опубликовавшего в прошлом году обзор «мусорной темы», именно Голунов тогда показал прямую связь строящегося полигона в Шиесе с мэрией Москвы, хотя многие связывают незаконное преследование журналиста в первую очередь с его публикациями о похоронном бизнесе. Но есть и более фундаментальные причины абсолютно не адекватной реакции властей на столь насущную проблему.

Жители десятков городов уже сумели отстоять свое законное право отказать московским властям в организации свалок у стен своих домов, и теперь этот мусор с остервенением носится по стране, не находя себе места, образуя стихийные свалки у населенных пунктов и вызывая все новые протесты местной «шелупони». Миллиардные подряды на строительство мусоросжигательных заводов были получены структурами Чемезова и Агафонова, несмотря на экспертные заключения Росприроднадзора и доклады общественных организаций (Гринпис), в которых было ясно указано, что проблему переработки отходов эти заводы не решат.

Для решения проблемы необходимо строить цепочки раздельного сбора мусора и современные заводы по его переработке, т. е., в сущности, создавать новую отрасль в экономике (сейчас 93% мусора в РФ просто выбрасывается на свалки и еще 3% сжигается), а это масштабные капиталовложения, не сулящие практически никакой прибыли, и такие задачи в глазах менеджеров РФ выглядят пустой тратой средств. Положение значительно осложняется еще и тем, что пройдена точка невозврата в процессе ликвидации индустрии в стране — износ оборудования даже в «святая святых» российской экономики, в добывающей отрасли, превышает 70%.

Оказывается, внимание менеджеров РФ в течение 30 лет было приковано только к дыркам в земле, но они даже насос не смогли починить, который так долго качал для них полезную ренту. Отсутствие промышленности, в каком-то смысле, конечно, решает экологическую проблему (со стороны отходов производства, но не потребления), но в капиталистических условиях превращает страну во все ту же архаичную нищую дырку в земле, беспощадно эксплуатируемую обладателями капиталоемких производств. Тени этих обладателей уже маячат на горизонте: политический тяжеловес Сечин уже заявил о получении иностранцами контроля над алюминиевой отраслью РФ (история с «РусАлом» Дерипаски), а также над добычей никеля, меди, платины и палладия.

В связи с этим менеджеры РФ сейчас видят перед собой совершенно иные приоритеты, нежели забота об экологии и создание новой отрасли в экономике, поэтому недавно приняли новую т. н. Доктрину энергетической безопасности, в которой объявляют вызовами безопасности «наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренному переходу к «зеленой экономике»», «развитие энергосбережения и энергоэффективности», «увеличение доли возобновляемых источников энергии в мировом топливно-энергетическом балансе», «распространение прорывных технологий в сфере энергетики» и проч.

Президент РФ на конференции ООН даже рассказал об опасности альтернативных источников энергии, поведал, что от вибрации ветрогенераторов червячки вылезают из земли и привлекают внимание птиц, которые затем становятся жертвами смертоносных лопастей. Вместе с тем новая доктрина видит риски в «излишних» экологических ограничениях, возложенных на организации топливно-энергетического комплекса, а также в налогах, таможенных и прочих сборах, тяжким бременем ложащихся на плечи этого частного «национального достояния».

На бумаге даже запланировано существенное обновление основных производственных фондов в добывающей отрасли, но учитывая, что возможности для такого обновления еще меньше чем в прошлом (в связи с низкими ценами на нефть, полной растратой резервного фонда, упомянутым переходом ряда отраслей под контроль иностранцев и санкциями), ожидать какого-то реального переоборудования не приходится, и уж конечно объем средств на такое переоборудование, из стратегических соображений, был бы рассчитан не в пользу «бесполезной» мусоропереработки.

Поэтому забота о правильном захоронении отходов вовсе не входит в планы менеджеров РФ. Только непрерывные массовые и организованные протесты и требования (не прошения!) заставят обратить внимание на тонущих в мусоре «бузотеров», которые долгие десятилетия умножали состояния беспечных рантье. Конфликт в Шиесе уже даже невозможно вывести на более удобное для властей, но не менее рискованное поле битвы «регионы против Москвы»: тематика протестов давно вышла за границы этого поля и превращается в опасные претензии на самоуправление, которое вообще-то и является основой сознательного гражданского общества.

Сергей Качковский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *