Как государство бьет женщин

С 25 ноября проходит ежегодная шестнадцатидневная кампания против насилия над женщинами. Активистки РСД Елизавета Смирнова и Светлана Солнцева объясняют, как домашнее и сексуальное насилие связано с неолиберальной социальной политикой и консервативной идеологией, насаждаемой государством.

Елизавета Смирнова:

О прямом насилии над женщинами со стороны мужчин сегодня говорят достаточно много. Поэтому мне хотелось бы сказать о том, о чем обычно вспоминают во вторую очередь — о демографической политике государства, поддерживающей и оправдывающей насилие.

Вспомним о выплатах и компенсациях, которые полагаются беременной и родившей женщине, и которыми бравируют чиновники, убеждающие рожать как можно больше и чаще.  Действительно ли государство ведет позитивную социальную политику в отношении молодых матерей?

Так называемые «декретные» — получить их может только официально работающая женщина или обучающаяся на очном отделении. Учитывая состояние рынка труда в регионах, особенно для женщин и женщин без высшего образования, большое количество матерей их не получает. Государственная пропаганда, толкающая к ранним беременностям, также повышает процент женщин, не получивших «декретные».

Далее, пособие для женщин, вставших на учёт в женскую консультацию до двенадцати недель, составляющее 613 рублей в месяц. Такая «внушительная» сумма означает, что неработающая женщина нуждается либо в материальной поддержке родственников/мужа, либо вынуждена всё же выйти на поиск работы. Вспомним, что многие женщины тяжело переживают беременность и то, что многие, точнее, практически все, работодатели не берут на работу беременных. Это значит, что шансы трудоустроиться стремятся к нулю.

Единовременное пособие по рождению, самое крупное из всех предполагаемых, составляет 16 350 рублей. Не буду приводить расчёты всех затрат на новорожденного. Скажу о другом — если женщина решит уйти от мужа с новорожденным, ей этих денег не хватит и на один месяц. Пособие, получаемое по уходу за ребёнком до полутора лет, — 2 980 в месяц, с полутора лет падает до пятидесяти рублей!

В ситуации, когда женщина подвергается насилию со стороны мужа или кого-то из родственников, у нее нет возможности уйти и выжить, самостоятельно воспитывая ребенка, так как она полностью финансово зависима от них.

Политика укрепления «традиционных ценностей» и семьи, совместно с неадекватной социальной политикой в отношении молодых матерей, развязывает руки домашнему насилию.

Исправит ли ситуацию с высоким уровнем домашнего насилия только введение побоев в УК РФ? Нет, как мы видим, здесь нужна комплексная терапия. Борьба за ее проведение должна стать одной из основных тем для сегодняшних социалистических движений.

Светлана Солнцева:

25 ноября — символическая дата начала ежегодной шестнадцатидневной кампании против насилия над женщинами. В 2016 году в России в этот же день был учрежден праздник «российского миротворца». Это отлично иллюстрирует идеологические приоритеты власти. Политика государства сегодня такова, что все  силы пущены на укрепление военной машины и  сохранение семьи. Вспомнить хотя бы выдуманный в 2008 году государственный праздник «День Петра и Февронии», так называемый «День семьи, любви и верности».

Но разве семья это единственная сфера, в которой занята женщина, и она не может являться самостоятельным политическим и общественным субъектом? Естественно, может, но вынуждена выполнять одновременно несколько социальных функций, испытывать двойную и тройную нагрузку, в отличие от мужчин.

Рассматривавшийся в 2015 году законопроект о выводе абортов из системы обязательного медицинского страхования не был одобрен, но в любое время это может произойти, и тогда женщины потеряют право на регулирование своих репродуктивных способностей. Это лишь один из механизмов, которым государство «укрепляет» семью.

Декриминализация побоев в 2017 году — еще одна уловка государственной власти для снятия ответственности за происходящее насилие в семьях. Но это все видимые, медийно освещенные примеры. Основная проблема — это отсутствие базовых социальных прав и мизогиния (ненависть к женщинам — прим. ред.) в общественном пространстве, выражающаяся в насилии. Такие важные уровни  общественного устройства как воспроизведение и воспитание новых людей, взвалены на плечи женщин. Социальная организация родительства ассиметрична — вынужденное материнство (я говорю не про беременность, а о заботе о ребенке и его воспитании) почти целиком осуществляется женщинами, что, во-первых, снижает шансы на их индивидуальный и самостоятельный профессиональный/карьерный рост, а также ставит женщину в угнетенное положение, ведь она вынуждена заботиться сразу о двоих-троих членах общества.

Наряду с проблемой бедности есть огромный комплекс проблем связанных с антиженскими/насильственными социальными практиками — от сексуального насилия до репродуктивного давления, сексизма, «стеклянного потолка», обесценивания и слатшейминга (оскорбления женщин за внешний вид и/или поведение, считающиеся признаками распущенности — прим. ред.).

И, если мы говорим о глобальном политическом участии женщин, то невключение данных вопросов в мейнстримную политическую повестку игнорирует интересы большинства участниц политического пространства. Решать проблему с насилием необходимо на государственном, институциональном уровне. Мы можем видеть опыт других стран, например закон о домашнем насилии существует в более чем в 120 странах мира. В некоторых бывших республиках СССР — Украине, Кыргызстане, Молдове, Грузии  — приняты законы, направленные на борьбу с домашним насилием.

К сожалению, пока полагаться на государство не приходится. О том, что уже завтра будет принят закон о домашнем насилии, отменен список запрещенных для женщин профессий, можно и не мечтать. Такие инициативы и законопроекты необходимо продвигать на уровне некоммерческих организаций, занимающихся разработкой закона, а так же путем постановки и реализации радикальных политических задач левыми и феминисткими движениями.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *