Почему мы ненавидим понедельники? (видео)

С началом новой трудовой недели, товарищи. В новом выпуске видеоблога РСД мы говорим о том, как капитализм убивает трудолюбие. О том, что надо делать, чтобы полюбить труд, смотрите в следующий понедельник.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube!

Во многих культурах труд считается моральным долгом. «Кто не работает, тот не ест», — учил еще апостол Павел. Позднее это изречение вошло в первую советскую конституцию.

В СССР труд называли «делом чести, доблести и геройства». Да и сегодня редкая официальная речь обходится без комплиментов в адрес «людей труда». Но, несмотря на всё это, труд воспринимается как проклятие. Уже в книге Бытия Бог наказывает Адама необходимостью трудиться.

«Моральный долг», «геройство» — согласитесь, всё это вещи мало приятные. Труд, как бы его, на словах, ни уважали, всегда ассоциировался с бедностью и страданием. «Хватит работать, начни свое дело!», — говорят нам рекламные слоганы. Но чем «дело» отличается от «работы»?

На первый взгляд кажется, что труд неприятен сам по себе. Действительно, работа часто бывает тяжелой, грязной или монотонной. Но ненавидеть её нас заставляет не это. Труд наёмного работника Маркс называл отчужденным, т.е. неподвластным тому, кто трудится. Именно это и превращает труд в проклятие.

При капитализме трудящийся испытывает тройное отчуждение. Во-первых, ему не принадлежат средства производства. Оборудование, ресурсы и капиталы находятся во владении работодателя, а у работников нет ничего, кроме их рабочей силы.

Во-вторых, у трудящихся нет прав на продукт их труда. Всё, что они производят, будь то вещи, услуги или культурные ценности, принадлежат кому-то другому. Наконец, сам работник не в полной мере принадлежит себе в течение рабочего дня. Например, рабочий у конвейера совершает однообразные механические движения, превращаясь, по выражению Маркса, в придаток машины.

Вот так и работает отчуждение: мы не распоряжаемся своим временем и телом; не контролируем процесс труда, его цели и результаты. Мы не принадлежим себе. А нам всем приятно считать себя свободными.

Но правда в том, что зарплата, которую получает работник, позволяет ему не умереть с голоду, но её обычно недостаточно, чтобы избавиться от работодателя. Да, в отличие от рабов, мы можем сменить хозяина, а благодаря векам классовой борьбы, их власть над нами не безгранична. Но пока одни работают, а вторые – присваивают результаты их труда ощущение опустошенности никуда не денется.

Именно оно порождает лень, апатию и низкую производительность труда. А ведь это проблема для сегодняшнего предпринимателя: как заставить наемника работать лучше? До недавних пор считалось естественным, что те немногие, кто трудолюбив – станут предпринимателями, а ленивое большинство ни на что не годно кроме как вымученный труд по найму из-под палки.

Но кажется капиталисты стали о чем-то догадываться: штрафы и наказания уже не так эффективны, как раньше. В ход идут пряники: премии и тренинги по созданию командного духа. Однако — сюрприз — и они проблему отчуждения не решают. Можно заставить человека работать больше, но не получать удовлетворение от труда.

Опустошенные на работе, люди ищут утешения в безудержном потреблении. Потребление не компенсирует время и силы, которые у нас отбирают. И на работе, и в так называемое свободное время мы кормим капиталистическую систему, сначала как работники, а после — как покупатели. Есть ли выход из этого замкнутого круга? Об этом – в нашем следующем эпизоде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *