Кто такой активист, чем он отличается от волонтера или «неравнодушного гражданина»? Каковы особенности политического и социального активизма? Правда ли, что митинги и пикеты «ничего не решают»? Как сделать активистскую деятельность осмысленной? Об этом говорят участники «Школы активистов», первое занятие которой состоялось в Санкт-Петербурге 27 мая.
Вводное занятие мы посвятим вопросам: Что такое «активист», «активизм» и чем отличаются друг от друга разные его виды и «жанры».
Ответить на них важно, т.к. сплошь и рядом активисты испытывают неудовлетворенность собственной деятельностью, которая после первоначального энтузиазма начинает восприниматься как рутина или ритуал. Прежде всего, это касается политических активистов. Ведь, в отличие от социальщиков и профсоюзников, их глобальные цели не могут быть достигнуты здесь и сейчас.
Но сначала давайте попробуем ответить на вопрос, кто такой активист.
Активист:
- Член организации или сообщества, принадлежащий к «активу», т.е. деятельному ядру.
- Принимает на себя повышенные обязательства, выступает с инициативой, стремится участвовать в принятии решений.
- А. — не обязательно лидер или функционер, но он активно идентифицирует себя с группой.
Волонтёр:
- Доброволец.
- Занимается общественно—полезной деятельностью бесплатно.
- Помощник, как правило — временный, ситуативно выполняющий конкретную узкую задачу, обычно — техническую.
- Волонтер не принадлежит к ядру или штату общественной организации, которую поддерживает.
Активизм — изобретение левых. Он предполагает существование коллектива, движимого за счет сознательности, основанного на принадлежности и убеждении, что политиком или общественным деятелем может быть каждый.
Противоположная, буржуазная, модель, предполагает существование профессионального штата сотрудников с одной стороны и волонтеров с другой. Субъекты политической деятельности здесь — политики и политтехнологи, а не активисты.
Существует множество активизмов: профсоюзный, экологический, гражданский, правозащитный, градозащитный, жилищный, феминистский, ЛГБТ-активизм… Но этот список можно сократить до двух видов: политический и неполитический (социальный) активизм. Давайте выделим их характерные особенности, ответив на вопросы:
- Вокруг чего объединяются люди?
- Какие цели они перед собой ставят?
- Какими методами их добиваются?
Социальный активизм
- Объединяет людей вокруг проблемы или идентичности, а не идеологии или политической программы.
- На первом месте — решение локальных проблем: повышение зарплаты, отказ от реновации, предотвращение вырубки леса или закрытия больницы. Отсюда — ограниченный горизонт требований.
- Формально носит внеидеологический и неполитический характер. Идеология и политика присутствуют, но часто маскируются по прагматическим причинам.
- Оказывает давление на власть.
Политический активизм
- Объединяет людей вокруг идеологии и программы, более или менее широкой и определенной. Существуют «партии одной проблемы», например, Пиратская, но, как правило, политики пытаются дать комплексный ответ на проблемы общества и воздействовать на разные группы населения.
- Любая политическая сила ставит целью завоевание власти (государственной или рассредоточенной между свободными коммунами, как у анархистов). Для этого она должна мобилизовать общественную поддержку и добиться представительства в той или иной форме.
Итак, если социальный активизм — это искусство давления, то политический активизм — это искусство убеждения.
Архетип социальщика — это профсоюзный лидер. Архетип политактивиста — оратор на рыночной площади, «демагог» (в положительном смысле этого слова). Адресатом социального активизма является власть. Адресатом политического активизма — массы, сограждане.
Публичная политическая речь сегодня — это не только и не столько листовки, газеты и выступления на площадях. Политактивисты занимаются тем, что создают различные «информационные поводы» (выражаясь языком СМИ), события, акции. Т.е. делают высказывания в публичной сфере, образуемой СМИ, соцсетями, аудиториями, сообществами. Решение локальных проблем для политических активистов важно лишь постольку, поскольку оно демонстрирует действенность идеологии и способствует росту политического влияния.
Чтобы это высказывание дошло до аудиторий, к которым оно обращено, оно должно соответствовать определенным параметрам — формальным и содержательным. Содержательную сторону мы рассмотрим в другой раз. А сегодня поговорим о самых распространенных формах или жанрах политических акций: митинге и пикете.
Митинг
Внешне митинг — довольно странное действо. Люди собираются под открытым небом (почему?), чтобы продемонстрировать свой протест, поддержку определенного требования, кандидата, партии, идеологической платформы. Речи на современном митинге — как правило, малоинформативны. Важнее сам образ человека с мегафоном, флагом, плакатом, флагом. Дискуссии между ораторами обычно нет. Резолюция и голосование за нее — это атавизм. Важна демонстрация единства, сплоченности, скандирование, жесты. Митинг для СМИ и Интернет—аудитории это, прежде всего, «картинка»: флаги, плакаты, задержания, столкновения, но главное — общий план, позволяющий судить о численности.
Послание любого митинга: «Мы собрались вместе, чтобы поддержать некое заранее известное нам высказывание, выразить политическое доверие организаторам, показать единство».
Аудитория митинга: власть, общество (аудитория, которой достигает информация о митинге), сами участники митинга, СМИ.
Функции митинга: смотр сил (он показывает, сколько человек активно поддерживают требование, какое количество людей могут мобилизовать организаторы, насколько актуальна проблема, готовы ли люди идти на риск в случае несогласованного митинга); поддержание сообщества (митинг — место где встречаются несогласные, общаются, знакомятся, рекрутируют новичков); накопление символического капитала, обычно — инициаторами и организаторами митинга.
Показатели успеха митинга: численность, численность и еще раз численность. А также: реакция со стороны властей, резонанс в СМИ и соцсетях (количество, лайков, публикаций, упоминаний), расширение членства, сочувствующих, союзников.
Пикет
Небольшая группа людей или одиночка с плакатом. У пикета всегда должен быть объект. Они привязаны к событию или месту (можно пикетировать съезд, орган власти, магазин или посольство). Пикет часто служит элементом кампании давления (когда активисты в разных городах пикетируют магазины компании, подавляющей забастовку или загрязняющей окружающую среду). Пикеты позволяют быстро отреагировать на происходящее, дать комментарий к событию, подмочить репутацию врага. Нет смысла проводить пикеты в малолюдных парках или без конкретного адресата.
Функции пикета: вмешаться в событие, отреагировать на то, что происходит прямо сейчас или произошло совсем недавно.
Адресаты: конкретные компании, государственные органы, политики и т.д. Но не «Кремль», «Путин» или «Власть»; аудитория, которой достигает информация о пикете; СМИ.
Показатели успеха: своевременность, удачный выбор объекта/адресата, резонанс в СМИ и Интернете, реакция со стороны адресата.