Поглощение просвещения

Уничтожение через поглощение — типичная судьба многих российских школ, поликлиник, вузов и техникумов. Возможно, подобное будущее ждёт Санкт-Петербургский издательско-полиграфический техникум, студенты и преподаватели которого создали петицию против его ликвидации. Эта типичная история наглядно опровергает миф о том, что капитализм в образовании ведет к выживанию наиболее эффективных.

Слияние вузов, получившее небывалый размах с подачи бывшего министра образования Дмитрия Ливанова, с 2012 по 2016 годы привело к закрытию 96-ти российских вузов, и это лишь небольшая часть масштабной правительственной кампании по «оптимизации» бюджетной сферы. За четыре последних года в одной лишь Москве число школ сократилось более чем в два раза: с 1572 до 700 (их объединяли в «образовательные комплексы»). Еще раньше прошла волна закрытия сельских школ. С 2000-го по 2013 год в России на 42% сократилось число больниц и на 23% — поликлиник.

Официальным мотивом реструктуризации учреждений объявляется забота об эффективности, под которой, в соответствии с неолиберальной идеологией, понимается эффективность рыночная, измеряемая такими показателями, как количество привлеченных «клиентов» и объем предоставляемых платных услуг.

Другой очевидный мотив — сокращение бюджетных расходов. Однако на практике причиной закрытия учреждений нередко становится банальный интерес к земле и недвижимости. Так, скандальная история с реорганизацией Российского института истории искусств (РИИИ) в Петербурге напрямую связывалась с планами захвата особняка графа Зубова, в котором он располагается. Аналогичные версии всплывают каждый раз, когда речь идет о каком-либо укрупнении или оптимизации вузов или больниц.

Планы объединения Петербургского издательско-полиграфического техникума (СПБИПТ) с Колледжем строительной индустрии и городского хозяйства (КСИиГХ), о котором объявил коллективу новый директор техникума Анатолий Кривоносов, являющийся по совместительству директором КСИиГХ — не исключение.

Особняк Ф. Пеца, в котором располагается техникум.

Вопреки стереотипам, окружающим профтехобразование, СПБИПТ вряд ли можно назвать непрестижным или неэффективным. Учебное заведение, основанное в 1930-м году, готовит техников-полиграфистов и издателей. Профессия техника-полиграфиста вошла в в список Минтруда «ТОП-50 самых востребованных профессий, требующих средне-специального образования». Причем получить её можно лишь в трех российских ссузах: в Петербурге, Москве и Рыбинске. До недавнего времени таких мест было четыре, но после того, как Самарский полиграфический техникум был слит с Самарским автотранспортным колледжем, специальность «техник-полиграфист» там исчезла.

В СПБИПТ получают редкую профессию техника-полиграфиста.

Не удивительно, что из примерно четырехсот студентов СПБИПТ половина — приезжие из других регионов. Конкурс для абитуриентов довольно высок — 4 человека на место. Кроме того, техникум обладает уникальной производственной базой: в его здании еще до революции располагалась типография либерального журнала «Вестник Европы», а позднее — издательско-полиграфический комплекс имени его издателя М.М. Стасюлевича. Его оборудование, а также имеющая историческую ценность библиотека Стасюлевича были унаследованы техникумом.

Колледж строительной индустрии, в который собираются «влить» СПБИПТ создает впечатление «сборной солянки». По информации с официального сайта, КСИиГХ был образован в 2006 году путем объединения двух строительных техникумов. Сегодня там готовят и бухгалтеров, и сантехников, и компьюторщиков, и дизайнеров, и работников туриндустрии, и (судя по списку специальностей) даже домашних хозяек. Трудно сказать, какое отношение полиграфическое дело имеет к строительству и коммунальному хозяйству. Видимо, такое же, как бухгалтерия и туризм. Поэтому можно понять опасения студентов СПБИПТ, считающих, что результатом поглощения станет растворение их специальности среди многочисленных «услуг», предоставляемых этим образовательным комбинатом и, как следствие, обесценивание диплома.

«У студентов не будет возможности закончить профильный техникум, все выйдут с корочками Строительного. Следовательно работодатель будет скептически относиться к подобному документу. Слияние двух техникумов грозит тем, что будет потеряна типография, которая сейчас находится у СПБИПТ в распоряжении, уволят всех преподавателей, так как они выступают против», — говорит одна из студенток.

Старинная книга из библиотеки техникума.

«Там еще со времен Стасюлевича сохранилась уникальная библиотека с первопечатными и рукописными книгами, так как в этом здании ничего больше не было, в блокаду жгли мебель но книги сохранили, студенты могут ими пользоваться на занятиях. Куда они теперь переедут?», — задается вопросом преподавательница, выступающая против слияния.

Глава Комитета по науке и высшей школе Администрации Петербурга Андрей Максимов, поставивший директором техникума Анатолия Кривоносова, чужд подобной «сентиментальности». Комментируя слияние четырех питерских вузов в 2013 году, он заявил (цитируем по материалу на сайте радио «Балтика», сохраняя стиль оригинала):

«Конечно, процесс достаточно сложный, они затрагивают большое количество преподавателей… Здесь как раз эта интеграция, я думаю, что даст тот новый, качественный продукт, который позволит конкурировать на рынке образовательных услуг».

Необходимость слияния СПБИПТ с КСИиГХ обосновывается ветхостью исторического особняка Ф. Пеца на Васильевском острове, в котором находится техникум. Здание, действительно, старинное и, вероятно, требует реставрации. Однако год назад техникум прошел аккредитацию и получил лицензию на 6 лет, чего бы не произошло, если бы здание было аварийным.

Даже если допустить, что ремонт необходим, совершенно неясно, как из этого вытекает ликвидация учебного заведения, его растворение в колледже совершенно иного профиля. Не идет ли здесь речь просто об очередном акте захвата недвижимости в центре Петербурга? Если техникум будет слит с колледжем, т.е. фактически уничтожен, он уже не вернется в здание, занимаемое почти 90 лет. Кому тогда оно достанется? Qui prodest?

Кстати, дом Ф. Пеца включен КГИОП в Перечень объектов, представляющих историческую, научную, художественную или культурную ценность, так что планы по его ремонту (который в Северной столице нередко превращается в снос) должны заинтересовать градозащитников.

Михаил Матвеевич Стасюлевич, память о котором до сих пор живет в стенах техникума, был не только выдающимся историком и издателем, но и принципиальным человеком. В 1861 году он вместе с группой других передовых профессоров ушел из университета в знак протеста против подавления студенческих волнений. В 1890-е годы он возглавил Комитет по народному просвещению и за двадцать лет открыл 82 новых городских училища. Этот человек понимал эффективность образования иначе, чем его нынешние преемники. Будем надеяться, что солидарность студентов и преподавателей и поддержка общественности позволит предотвратить уничтожение техникума.

Иван Овсянников.

2 thoughts on “Поглощение просвещения

  1. Бекмамбетова Г. А., выпускница ЛИПТ - 1981 г.:

    Статью «Поглощение просвещения» (Иван Овсянников) полностью поддерживаю «по всем статьям», как говорится. Нечего даже добавить. Преступно уничтожать Ленинградский издательско-полиграфический техникум! «Штучный товар» — как сказали бы на мировом рынке. Равносильно уничтожению культуры.

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *