Символ мира и разжигатели войны - РСД - Архив

Символ мира и разжигатели войны

Символ мира и разжигатели войны В СССР памятники Ленину ставили везде. Многие из них – типовые отливки - настолько замылили глаз, что даже интересные, обладающие собственной историей работы зачастую не привлекают внимания. Снесённый 8 декабря памятник на Бессарабской площади Киева, безусловно, может считаться уникальным

 

Всемирная выставка «Мир завтра». Нью-Йорк, 1939

Бессарабский Ленин работы Сергея Меркурова являлся частью парной скульптурной композиции, изначально обрамлявшей монументальное панно «Знатные люди Страны Советов» советского павильона Всемирной выставки, открывшейся в Нью-Йорке 30 апреля 1939 года. Выставка называлась «Мир завтра», но завтра оказалось совсем не таким, каким они его ожидали – ещё до её закрытия в Европе начала разгораться Вторая мировая война. В результате вместо предисловия к реалиям 40-х, выставка стала эпилогом развития архитектурной и промышленной мысли 30-х.

ленин

Скульптурный портрет В.И. Ленина в советском павильоне Всемирной выставки «Мир завтра». Нью-Йорк, 1939

Приступая к созданию советского павильона, маститый зодчий Борис Иофан, автор «Дома на набережной» и неосуществлённого проекта грандиозного «Дворца советов» писал: «Помимо проверки на нагрузки от облегчённых временных конструкций в Нью-Йорке, весь каркас должен быть рассчитан на наши нормальные нагрузки для зданий постоянного характера в московских условиях»[1].  Рассказывая про то, что нужно обеспечить запас прочности для последующего стационарного монтажа в Москве, Иофан лукавил. Он уже смирился с судьбой «бумажного архитектора» в СССР и пытался хотя бы в Америке сделать что-то долговременное. Но фокус удался лишь отчасти. Сменивший его молодой армянский архитектор Каро Алабян (самой известной его постройкой является московский «Театр советской армии») также не проявлял склонности к минимализму. При всей лаконичности форм, здание было отделано разными сортами добываемого в советском союзе декоративного камня, украшено барельефами и скульптурами, а по своим масштабам оказалось одной из самых значительных построек выставки.

ленин

Общий вид советского павильона на Всемирной выставке «Мир завтра». Нью-Йорк, 1939

Как только посетители входили в павильон, перед ними открывалось панно «Знатные люди страны Советов». Передовики производства, особо преуспевшие в социалистическом соревновании колхозники, крупные деятели науки и искусства встретились на этой картине. Кто посещает современные отраслевые выставки – легко могут представить, как советская экспозиция отличалась от экспозиций буржуазных стран. Не портреты собственников и «эффективных менеджеров», чья «эффективность» состоит в максимальном выжимании из работников всех возможных ресурсов, а сами работники, чья мотивация обусловлена не меркантильными или карьерными соображениями, а главным образом – идеей повышения благосостояния народа.

Одним из персонажей панно изначально должен был стать лётчик-испытатель Валерий Чкалов – человек, первым совершивший беспосадочный перелёт через Северный полюс – в то время это воспринималось точно так же, как затем стал восприниматься первый космический полёт Юрия Гагарина. В 1938 году Чкалов умер, и политическим руководством страны было принято решение убрать его изображение с оптимистического полотна. Но художники взбунтовались и направили комиссару советской части выставки письмо следующего содержания:

«Коллектив художников ударной бригады, работающий над панно «Знатные люди Страны Советов» (вводный зал) постановил на общем собрании бригады просить Вас оставить в прежней композиции портрет Валерия Павловича Чкалова, нарисованный в центре панно до его гибели»[2].

Просьба художников была удовлетворена. Более того, одним из экспонатов выставки стал тот самый самолёт, на котором Чкалов преодолевал Северный полюс.

Обрамлявшие панно скульптуры основателя государства-экспонента Владимира Ленина и фактического главу государства-экспонента Иосифа Сталина были соразмерны живописным фигурам – высота каждой составляла всего 3,25 м. Они не подавляли и не превосходили своими размерами изображённых на панно советских людей, а как бы приглашали познакомиться посетителей выставки с жизнью республики рабочих и крестьян.

ленин

Панно вводного зала павильона СССР «Знатные люди Страны Советов» (холст, масло. 900/1620) на Всемирной выставке «Мир завтра». Нью-Йорк, 1939.

После начала советско-финской войны СССР был исключён из Лиги наций, одной из реакций советского руководства стал отказ от дальнейшего участия во Всемирной выставке. Павильон со всеми экспонатами был разобран и перевезён в Советский союз. Его предполагалось снова смонтировать на ВДНХ, однако, начало войны с Германией не позволило реализовать этот замысел. Но часть материалов и экспонатов павильона были использованы в ходе послевоенного восстановления народного хозяйства.

Каким успехом пользовался советский павильон на выставке можно понять из того обстоятельства, что его авторы – Борис Иофан и Каро Алабян были за это сооружение ещё в 1939 году удостоены звания почётных граждан Нью-Йорка.

Послевоенный Киев

После освобождения Украины от фашистских захватчиков председателем Совета министров и первым секретарём Украинской компартии становится Никита Хрущёв. Восстановление исторической столицы СССР – города Киева становится для Хрущёва главной задачей, под его непосредственным руководством город в рекордные сроки отстраивается по проектам лучших архитекторов страны.

ленин

Председатель Совета Министров Украинской советской социалистической республики Н.С. Хрущев беседует с архитекторами по поводу благоустройства Бессарабской площади. Киев, 12 июня 1946 г.

Хорошо знающий и любящий Киев, Никита Сергеевич был потрясён разрухой, которую причинила война этому городу, а ещё больше – гуманитарными последствиями фашистской оккупации. «Сейчас уже в городе насчитывается до 200 тыс. жителей. В 1941 году Киев насчитывал около миллиона человек, - писал он Сталину 21 ноября 1943 года. – На окраине Киева имеется место под названием Бабий Яр. До войны здесь отдыхали в выходные дни киевляне. В этом яру немцы расстреляли десятки тысяч жителей города. Здесь же они были зарыты в огромные ямы.

Когда Красная Армия прорвала фронт у Белгорода и начала теснить немцев, немецкие власти, боясь скорого прихода Красной Армии и разоблачения своих злодеяний, о которых узнает вся общественность мира, решили замести следы своих преступлений. Оцепив Бабий Яр, гестаповцы решили под большим секретом сжечь трупы расстрелянных невинных жителей и военнопленных. Немцы заставили 300 чел. арестованных выкапывать эти трупы и сжигать в специально построенных печах. Для того, чтоб эти арестованные не сбежали и не рассказали о том, что они делали, немцы заковали их в кандалы. 26 сентября 1943 года, когда все работы были почти закончены, арестованных заставили сделать ещё одну печь – для уничтожения их самих. Поняв, что они будут тоже сожжены, в ночь с 28 на 29 сентября был организован побег. Только нескольким арестованным удалось спастись. Эти лица сейчас рассказывают всё в подробностях, как немцы уничтожали жителей Киева и как они заметали следы своих преступлений»[3].

Двумя неделями ранее, уже на третий день после появления советских войск в Киеве, Хрущёв описывает степень разрушения города:

«Сгорел Киевский Университет, Дом Обороны, Городская публичная библиотека, электростанции (КРЭС, ЦЭС), взорваны два цеха завода «Большевик», хлебозаводы, водопроводное хозяйство, все мосты, путепроводы и ряд больших жилых зданий. Почти все театры города уцелели; ранее сгорели цирк, театр Красной Армии, театр Юного Зрителя и все кинотеатры, находившиеся в центральной части города. Немцы ограбили почти все дома в городе; из некоторых (здания ЦК КП(б)У, Верховного Совета УССР) вывезены даже дверные ручки, вытащены подоконники, двери, оконные рамы, паркет и вырваны мраморные плиты. Немцы разыскивали жителей, используя специально дрессированных для ловли людей собак. Киевляне изыскивали всякие способы, чтобы укрыться от облав; они прятались в канализационных и водосточных колодцах, замуровывали друг друга в подвалах домов, заваливали себя рухлядью на чердаках»[4].

О темпах послевоенного восстановления Киева красноречиво говорят такие факты: уже в 1949 году в городе начинается строительство метрополитена, а в 1950 году здесь создан первый в Европе компьютер.

ленин

Подготовительные работы к укладке фундамента для памятника Ленину на бульваре Тараса Шевченко. Киев, 1946

Реконструкция центральной улицы Киева – Крещатика, почти полностью разрушенной в первые же месяцы фашистской оккупации, происходит при участии лучших архитекторов страны, в числе которых – к тому времени уже всемирно известный Каро Алабян.

Восстановление Бессарабского рынка – главного рынка Киева и в то время (да и сейчас это – главное в городе место для любителей вкусно поесть) задача для советской власти приоритетная. Централизованное снабжение первых послевоенных лет заточено лишь на то, чтоб не допустить голода, но люди должны понимать, что мирная жизнь – это не просто прожиточный минимум – это и возможность иногда праздники себе устраивать. А без рынка, где колхозники какие-то редкие, не подлежащие госучёту, вкусности продают, какие же простому народу праздники?

Открытие Бесарабского рынка было для киевлян признаком окончательного возвращения к мирной жизни. Но Никита Сергеевич не был бы коммунистом, если б не поставил рядом в то же время совсем другой символ. И Никита Сергеевич не был бы Хрущёвым, если б не попытался достичь максимального результата при минимальных расходах. Зная, что где-то в государственных хранилищах имеется известная работа Меркурова, он выпросил её у союзных властей и установил на Бессарабской площади. Этот скульптурный портрет Ленина для уличного памятника, конечно, вовсе не годился – слишком миниатюрный и слишком старательно сделан. Да и сама диспозиция давала потом несколько десятилетий повод для шуток: «Ленин указывает путь к рынку” (это о том, что Ленин на Бессарабку смотрит), «Шевченко у Ленина пальто украл» (это о том, что Владимир Ильич меркуровский одет лишь в костюм, что логично - так воспитанные люди в помещениях ходят, скульптура-то для помещения делалась, но за его спиной, с другого конца бульвара Шевченко, стоит памятник Тарасу Шевченко с пальто в руках).

ленин

Памятник основателю Советского государства В.И. Ленину. Киев, Бессарабская площадь, не позднее 1963 г.

Но ведь если про памятник шутят по-доброму, а не как про лужковские скульптуры – это значит, что памятник просто и гармонично стал частью города – а стать неотъемлемой частью города – в этом смысл любого памятника.

Они возвращаются

В разгар работы над этой статьёй я получил приглашение посетить одно интересное мероприятие. 9 декабря в московском книжном магазине «Фаланстер» состоялась скайп-конференция, в которой приняли участие московские левые активисты и украинские левые активисты, пытавшиеся донести свою точку зрения до участников киевского «Евромайдана». Представитель родственной Российскому социалистическому движению украинской «Левой оппозиции» Захар Попович говорил там, что он не верит, что киевляне могли бы снести Бессарабский памятник Ленину. Я и сам уже пришёл к этому выводу, что да – не могли. А тут киевский товарищ подтверждает. Для киевлян эта скульптура стала первым и настоящим (а не официальным) памятником перехода от ужасов войны к той мирной жизни, продолжением которой и является нынешняя политическая жизнь Украины – пожалуй, одной их самых демократичных стран современности. Памятник Ленину на Бессарабской площади для киевлян - даже и не памятник – а просто важная для города отметка окончательного прекращения войны.

ленин

На углу бульвара Тараса Шевченко и Крещатика заканчивается сооружение восьмиэтажного дома, который занял место двух небольших домов, в одном из которых находился памятный старым киевлянам хлебный магазин. Подземного перехода еще нет, и на бульвар можно попасть прямо с проезжей части, поднявшись по ступенькам к памятнику Ленина. Фото Ю. Мосенжника. Киев, 29 апреля 1963 г.

Те, кто его снесли – активисты националистической партии «Свобода», для которой коллаборационизм гитлеровским оккупантам – это борьба за свободу Украины от России. И неважно им, что за 2-3 года гитлеровской оккупации мирного населения в Украине было убито больше, чем за 30 лет сталинщины. Тем, кто утверждает «национальный дух» такие статистические мелочи не важны. Им важно, что кратковременный период гитлеровской оккупации – это вот та идеальная эпоха, когда убивать «жидов и москалей» было даже не простительно – похвально было.

Патриотизм – хорошее чувство. Патриот любит свою страну, свой город, свою историю и свои традиции. Но те подонки, которые снесли и разбили работу Меркурова – они ведь на самом деле ненавидят историю своего города и историю своей страны. Они хотят её переписать, вытравить память о фашизме и превратить фашизм в исторической памяти в простительный эпизод борьбы с советской властью. Они хотят посеять вражду между русскими и украинцами, превращая ошибки сталинской коллективизации в «Голодомор», как якобы имевшее место в истории истребление «украинцев» «русскими». И символ мира и мирной жизни, которым был бессарабский Ленин, для них, для вот этих – не мог не стать главной мишенью агрессии.

И, конечно, прямым вызовом для тягныбоковских фашистов является та цитата из Владимира Ильича, которая была высечена на постаменте его памятника: «При едином действии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна, без такого единства о ней не может быть и речи»[5].

ленин

Уничтожение памятника В.И. Ленину на Бессарабской площади активистами Всеукраинского объединения «Свобода». Фото Ильи Питалева. Киев, 8 декабря 2013 г.

Разве могут потерпеть националисты, чтоб высказывание о приоритете пролетарской идентичности над национальной могло в центре города быть в камне высечено, когда у них прямая задача – стравить пролетариев двух стран на почве различий идентичности? Нет, не могут, а потому они готовы расправляться с памятниками собственной истории и культуры, лишь бы стереть память о реальной истории и реальной культуре, чтоб заместить её мифами о «голодоморе» и вечном, многовековом противостоянии русских и украинцев.

Утомлённые десятилетиями обрекающего большинство населения страны на нищету и постоянно себя воспроизводящего, не взирая на потрясения, правления связанных с российской бюрократией олигархов, граждане Украины восстали, и в качестве лидеров этого восстания им предъявлены лишь разных сортов националисты. Любые здравые, честные высказывания о реальных проблемах украинских трудящихся встречают со стороны узурпаторов протеста лишь террор. Символически уничтожив памятник Ленину, фашиствующие псевдооппозиционеры показали, что не допустят никакой иной риторики в оппозиции, кроме той, что позволит обмануть народ и повести его на борьбу не за его собственные интересы, а за интересы оппозиционной Януковичу горстки олигархов, которая, придя к власти, будет проводить ту же самую политику.

Но те украинцы, которым действительно дорога история и культура родной страны – никогда не пойдут за этими фашиствующими подонками.


[1] Выставочные ансамбли СССР. 1920-1930-е годы. Материалы и документы. – М.: «Галарт», 2006., с. 398.

[2] Там же, с. 419.

[3] Никита Сергеевич Хрущёв. Два цвета времени: Документы из личного фонда Н.С. Хрущёва: В 2 томах. Т. 1 / Гл. ред. Н.Г. Томилина. Сост.: А.Н. Артизов, Л.А. Величанская, И.В. Казарина, М.Ю. Прозуметщиков (отв. сост.), С.Д. Таванец. – М.: МДФ, 2009., с. 54.

[4] Хрущёв Н.С. Время. Люди. Власть. (Воспоминания в 4-х кН.). – М.: Информационно-издательская компания «Московские новости», 1999., с. 794.

[5] Киев. Путеводитель-справочник/И.А. Агнаткин, Н.Н. Лысенко, Д.И. Мышко. – Киев: Издательство политической литературы Украины, 1964., с.224.


10 декабря 2013 — Сергей Козловский, РСД
Снос памятника Ленину в Киеве, Меркуров, Ленин, РСД, левые, советское искусство, Евромайдан


«Российское социалистическое движение»,
2011-2012
Copyleft, CC-BY-SA