Три голодных года - РСД - Архив

Три голодных года

Три голодных года Чтобы понять, какие новости социально-экономического характера заготовила нам власть на будущий год не надо быть футурологом – достаточно ознакомиться с федеральным бюджетом и прочими правительственными документами. Они гораздо более красноречивы, чем публичные речи политиков и чиновников.

Хотя министр финансов Антон Силуанов просит не называть сокращение государственных расходов, запланированное на 2014 год, секвестром, а президент Путин настаивает на исполнении своих майских указов 2012 года, предусматривающих повышение зарплат бюджетникам, жить стране придётся не по заявлениям, а по закону. А закон о федеральном бюджете, подписанный президентом 2 декабря, картину создаёт печальную.

Кто бы и что не обещал, сокращение на четверть триллиона рублей фонда заработной платы трудно будет скрыть от простых работников. Для военных и госслужащих такая экономия обернётся замораживанием зарплат, что на фоне намеренного ослабления курса рубля является ничем иным, как урезанием. Бюджетникам, которым, в соответствии с майскими указами, обещано повышение средней зарплаты, придётся ждать дальнейших сокращений штатов и роста трудовой нагрузки. И даже такие, казалось бы, далёкие от социальной сферы статьи, как перевооружение армии и космические программы, в результате также, пусть и опосредованно, влияют на зарплаты и уровень жизни  - ведь речь не только о том, сколько положат себе в карман соответствующие чиновники, но и о загруженности предприятий данных отраслей.

Пытаясь закрыть дыру в системе пенсионного обеспечения, правительство залезает в пенсионные накопления граждан, не успевших перевести их в частные фонды. При этом оно не отказывается от сомнительной затеи потратить в ближайшие годы более 300 млрд. руб. на подготовку к Чемпионату мира по футболу, и как эти средства будут потрачены нетрудно предугадать, посмотрев на опыт подготовки к сочинской олимпиаде. Вызывает вопросы и странная щедрость во внешней политике.

Обещанная правительству Украины ежегодная поддержка в размере $10 млрд., сопоставимая с той, которую по некоторым оценкам оказывается правительству Белоруссии в других политических обстоятельствах, вероятно, могла бы быть оправдана, однако тут речь идёт не столько о помощи народам соседних стран, сколько о поддержке не самых демократичных президентов в обмен на их лояльность Кремлю. То же можно сказать и об астрономических суммах, которые планируется выделить из Фонда национального благосостояния на финансирование строительства транспортной инфраструктуры. В других реалиях история не вызывала бы вопросов, однако сейчас это больше похоже на распил средств между близкими к Путину представителями бизнеса.

Официальная пропаганда сообщает, как трудно правительству выполнить социальные обязательства. При этом, реальный вес этих социальных обязательств не столь и велик. Так, по словам вице-премьера Ольги Голодец, расходы на их выполнение составляют 4% ВВП и при самых разных экономических прогнозах государство сможет без проблем исполнять их аж до… 2050 года.

Если не одним из символов нашей страны, то уж точно одним из самых запоминающихся иностранцам российских феноменов являются Российские железные дороги. Огромная протяжённость путей, спальные вагоны, чай в подстаканниках – всё это – неотъемлемая часть того, что принято считать «русской экзотикой». При этом, политика руководства РЖД является точным отражением политики российского правительства. В ответ на замораживание тарифов на железнодорожные перевозки президент компании Владимир Якунин решил сэкономить на зарплатах сотрудников, переведя 27% работающих на неполную рабочую неделю.

При этом, пассажиры железных дорог, даже если правительство не поддастся на шантаж и не пересмотрит своего решения, никакого «замораживания тарифов» не почувствуют и будут тратить на поездки всё больше и больше, как за счёт «динамичного ценообразования», так и за счёт вывода из обращения вагонов эконом-класса. В то же время руководство РЖД не отказывается от расходов на всякие коррупционноёмкие причуды. Трудно организовать с зарплатами официально трудоустроенных работников всякие схемы, позволяющие начальству набивать карманы и строить себе дворцы. А вот с делами строительными и с разработкой таких новшеств, как неудобный и небезопасный двухэтажный вагон – легко, научились.

Таким образом, хотя на уровне деклараций российское правительство подчёркивает приоритетность социальной составляющей своей политики, реальные приоритеты у него иные, и нет никаких оснований ждать, что они изменятся.  

Как показывает новейшая история, социальная политика российской власти всегда циклична и увязана с президентскими выборами. Пока они происходили раз в 4 года, первые два года президентского срока были годами экономии, но к началу избирательной компании власть начинала повышать социальные расходы, даже идя на превышение установленных в бюджете обязательств. Похоже, такой же среднесрочный сценарий планируется реализовать и в этот раз. Только с увеличением президентского срока с 4 до 6 лет времени на экономию у правительства стало больше, а потому нет оснований предполагать, что также весьма скупые параметры трёхлетнего бюджета до 2016 года будут существенно пересмотрены в интересах населения. Бедность, безработица, ухудшение медицинского обслуживания и сокращение сети государственных образовательных учреждений – вот что ждёт нас в ближайшие годы.


09 декабря 2013 — Сергей Козловский, РСД
бюджет, кризис, экономика России, 2014, прогноз, РСД, левые, экономия, секвестр, социалка


«Российское социалистическое движение»,
2011-2012
Copyleft, CC-BY-SA