Рецензия на фильм Юрия Быкова «Завод»: доброе утро, страна!

В серых вечерних сумерках черный джип едет по пустому шоссе. Водитель и охранник сидят впереди, а на заднем сиденье глядит в окно немолодой мужчина в хорошем пальто. Автомобиль приближается к двум стоящим у обочины грузовикам. Неожиданно один КАМАЗ перегораживает дорогу перед джипом, второй – отрезает путь назад. Вооруженные люди в черных масках-шапочках окружают заблокированный автомобиль.

Это сцена из нового фильма Юрия Быкова «Завод», который идет сейчас в кинотеатрах.

По сюжету фильма олигарх Калугин, негласный хозяин неназванной российской области, решил закрыть принадлежащий ему завод железобетонных изделий, работники которого уже несколько месяцев не получают зарплату. Ветеран горячих точек Седой подбивает группу своих коллег похитить олигарха и потребовать за него выкуп, вернув таким образом то, что задолжал им работодатель. И это лишь завязка:  дальше зрителя ждут интриги и стрельба, столкновение воль и разговоры «за жизнь».

Быков – талантливый и самобытный режиссер. Он буквально парой кадров показывает нам тяжелые жизненные обстоятельства, которые толкают героев на отчаянный шаг, создает по-настоящему живых героев – и главных, и второстепенных – ставит по-настоящему напряженные сцены и реалистичные перестрелки.

Но я пишу эту рецензию не затем, чтобы просто похвалить хороший российский фильм.

Для Юрия Быкова его творчество – это, в первую очередь, способ говорить о «болевых точках» нашей с вами жизни. В полюбившейся зрителям картине «Майор» режиссер честно и жестко рисует нравы, царящие в рядах наших доблестных правоохранителей (эмоциональным толчком к созданию фильма послужила история с майором Евсюковым).

Шедевральный «Дурак» рассказывал о проблемах ЖКХ, о коррупции и круговой поруке властей, а главное о несчастных и задавленных жизнью обитателях «неблагополучной» общаги, вымещающих злобу на единственном человеке, который пытался их спасти.

И вот – новый фильм, посвященный новой «точке напряжения». Невыплата зарплаты работникам – обычное дело в нашей стране. В интернете можно найти немало историй о том, как работники приходят требовать зарплату с оружием, иногда такие случаи оканчиваются и смертельным исходом.

И тут мы подходим к главному недостатку фильма – позиции его автора по поводу того, что делать с этой точкой напряжения.

Устами главного героя фильма «Дурак» Быков сказал: «Вот потому что мы друг другу никто – мы и живем, как свиньи, и умираем, как свиньи». И увидев рекламные ролики «Завода» я ждал, что Юрий Быков сделает следующий шаг: что его «Дурак» возьмет в руки оружие.

Но оружие в руки взял кто-то другой. Седой, конечно, подбивает своих коллег на разбой вовсе не ради денег, он воюет за правду, как он ее понимает. Однако там где Дима Никитин из «Дурака», этакий современный Данко, жертвует собой ради других людей, Седой приносит других в жертву своей абстрактной справедливости. Он не любит своих соратников и называет их рабами (а ведь от Чернышевского до Че Гевары революционерами двигала именно любовь к людям!). Нет, Седой – далеко не Дурак (и это не комплимент). Главный герой фильма «Завод» — это шаг назад по сравнению с «Дураком».

И второй вывод, который нужно сделать из этого фильма. В финале Седой терпит поражение в психологическом противостоянии с олигархом Калугиным и гибнет в бою со штурмующим завод спецназом. И эта история не могла закончиться ничем иным. Только в голливудских сказках одиночка свергает Империю Зла.

В реальности система всегда прочнее одиночки, и Седой и не мог победить Калугина, ведь за ним никого не было. Цитируя Ленина, «страшно далек он от народа». Победить российскую «банановую республику Зла», превратить ее в справедливое общество сможет лишь другая система. Организованный и осознавший свои интересы класс наемных работников.

Фото с сайта «Кинопоиск»

Отступивший от той вершины, к которой подобрался в «Дураке», Быков остается в рамках буржуазной картины мира и не видит этого.

Когда Калугин только объявляет, что завод будет закрыт, кто-то из задних рядов спрашивает его:

— А забастовки не боишься?

— Не боюсь, — отвечает Калугин.

Выход, который предлагает Юрий Быков вместо организованных действий, направленных на перемены к лучшему – это неучастие в системе калугиных. Такой выбор делает третий главный герой фильма – начальник службы безопасности по кличке Туман. О том же Быков говорит в интервью Кинопоиску

Но как и Седой в фильме, декабристы в нашей истории «были страшно далеки от народа». Как обреченное выступление Седого разбудило Тумана, так и декабристы разбудили Герцена. Однако не для «неучастия», а наоборот – разбудили, чтобы тот будил Россию.

И сегодня выход из болота, в которое мы погружаемся, – тоже не в неучастии, а в том, чтобы будить класс наемных работников для самостоятельной политики.

Доброе утро, страна!

 

Андрей Калинкин,

активист РСД-Иркутск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *