Marea Socialista (Венесуэла): «Ни Гуайдо, ни Мадуро. Единственный, кто должен решать это венесуэльский народ»

4 января Группа Лимы* под эгидой Соединенных Штатов опубликовала заявление, в котором не признает новое правительство Николаса Мадуро и выступает за назначение главы Национального собрания Хуана Гуайдо руководителем страны. Они угрожают санкциями и даже военным вмешательством, обостряя политический кризис, который в настоящее время переживает Венесуэла. Публикуем интервью с Гонсало Гомесомпредставителем организации Marea Socialista (Социалистический прилив), опубликованное 23 января на сайте Антикапиталистической сети

*Группа Лимы — наднациональная организация, созданная с целью разрешения политического кризиса в Венесуэле. В состав группы входит большая часть стран Южной и Центральной Америки.

Что ты думаешь о заявлении Группы Лимы?

ГГ: Заявление является частью интервенции, программа которой состоит в осуществлении ряда действий с целью силовыми методами и в одностороннем порядке, в союзе с правой оппозицией, представляющей политические силы традиционной буржуазии, привести к краху правительство Мадуро. Это не международный орган, сформированный странами как пространство для обсуждения и урегулирования вопросов, это политическая группа правительств, которые договорились между собой, чтобы служить инструментом давления на правительство Николаса Мадуро — и все это, в конечном счете, под руководством Вашингтона.

План Национальной ассамблеи состоит в том, чтобы объявить об узурпации Николасом Мадуро поста президента и назначить под наблюдением Национальной ассамблеи переходное правительство с Гуайдо в качестве временного президента. Хотя формально акт еще не приведен в исполнение (интервью опубликовано 23 января, до того, как Гуайдо объявил себя президентом — прим. РСД), то, что сейчас делает Группа Лимы это задает тон. Интервенционистским образом они указывают, по какому пути должна пойти Венесуэла.

Мадуро сказал, что происходит государственный переворот, и призвал защищать правительство…

ГГ: Сейчас в Венесуэле все ветви власти стали нелигитимными, включая правительство Мадуро и Национальную ассамблею. Правительство Мадуро [нелегитимно] потому, что оно функционировало как репрессивное, антирабочее, антинародное правительство, разрушающее завоевания боливарианской революции. Я считаю его контрреволюционным правительством, даже если оно использует антиимпериалистическую и революционную риторику. К тому же это правительство, вопреки Конституции, отказывается от суверенитета, национальных ресурсов, посягая на природу, игнорируя коренные народы. Я имею в виду проект, связанный с горнорудной аркой Ориноко, который является хищническим проектом передачи ресурсов в дар транснациональным корпорациям в частных интересах и наносит ущерб окружающей среде.

Те, кто защищает Мадуро, отмечают, что кризис, который переживает Венесуэла, вызван империалистической блокадой…

ГГ: Самые серьезные санкции Трампа еще не повлияли на собственно нефтяной обмен; они начались в 2017 году и связаны с блокадой финансовых операций, и, следовательно, возникновением нового долга. Основные проблемы, с которыми сталкивается Венесуэла с точки зрения поставок [нефти], не были вызваны санкциями Северной Америки. Дело в коррумпированной бюрократии, которая участвовала в крахе, произошедшем с государственными компаниями. Потому что вместо того, чтобы способствовать рабочему контролю, вместо того, чтобы продвигать создание форм общественной собственности, члены бюрократической касты действовали, как владельцы компаний, ради своей собственной выгоды. Разрушали, растаскивали запасы, воровали. В Венесуэле произошли чудовищные хищения. Они погубили производственный потенциал страны.

По оценке Международного валютного фонда, на счетах, находящихся за рубежом, и в частных фондах лежит около $350 млрд государственных денег. Наши расследования, связанные с присвоением национального имущества, преступным бегством капитала и недостачей бюджета в государственной нефтяной компании PDVSA, дали основания предполагать, что речь идет о сумме в $500 млрд.

Есть ли народное сопротивление?

ГГ: Наблюдается тенденция к перестройке органов классовой борьбы. Мы участвуем в Межотраслевой конференции рабочих Венесуэлы, которая стремится координировать эту борьбу. Хотя пространство является разнообразным с точки зрения политического происхождения профсоюзных лидеров, все они из рабочей среды. Коллективы выходят бороться за бытовое обслуживание, за воду и газ, потому что есть люди, которым приходится готовить на дровах.

Эта борьба вытекает из борьбы за демократические права и права человека. Правительство репрессирует, сажает в тюрьмы профсоюзных лидеров, несколько из них сейчас находятся в заключении. К некоторым применяется военное правосудие.

Что случилось с восстанием отряда Национальной гвардии?

ГГ: Вчерашняя акция (понедельник, 21-го января) в районе Котизы была единичной акцией низового уровня под командованием Национальной гвардии, возглавленная старшим сержантом, который призвал население присоединиться, сказав, что они действуют против правительства — делают то, чего хотят люди.

Акция не вызвала особого резонанса с военной точки зрения, и в конце концов они сдались, но население района начало выходить на улицы, протестовать. И хотя их пытались разогнать, движение распространилось на окрестности. Стало возникать много протестных точек в главных кварталах города. И это не типичные протесты в восточных районах Каракаса, это бедные районы низшего среднего класса.

В течение дня в главных кварталах Каракаса, в основном в Рокерах, в Сан-Хосе, на проспекте Вооруженных сил, на проспекте Катиа, в Эль-Валье, на Карретера Виеха-Ла-Гуайре, возникла, как минимум, дюжина крупных и значимых точек протеста. Рано утром местные жители выходили, чтобы перекрыть улицы, ставить заграждения, жечь мусор. Помимо того, что эта активность был откликом на призыв политических организаций, мне кажется, эти протесты выражали раздражение, гнев, пресыщенность населения тем, что делает правительство Николаса Мадуро.

Призывает ли правая оппозиция выйти на улицы 23 марта?

ГГ: Это будет важным событием. Ожидается значительная мобилизация, и не только в Каракасе. Это национальная акция, и разные группы выражают готовность принять в ней участие. Этому предшествовали крупные собрания под названием «Кабилдос» во главе с оппозицией против Мадуро. Они рассчитывают на массовое участие не только в тех областях, где оппозиция традиционно собирает людей, но и на значительный охват в бедных районах.

Мы выступаем за автономную программу дня венесуэльского рабочего класса. Она не пересекается с программой, установленной Национальным собранием, потому что мы знаем, что за этим планом Группы Лимы стоят Соединенные Штаты. Но нет никаких сомнений в том, что венесуэльское население уже на пределе, что ему надоели политики, жестокое обращение со стороны правительства Мадуро, отсутствие зарплат, разрушение завоеваний рабочего класса, репрессии.

Вот почему мы требуем всеобщих выборов всех ветвей власти. Одним из способов их организации является использование статьи 71 Конституции, которая устанавливает, что вопросы особого национального значения могут рассматриваться на консультативном референдуме, который имеет обязательный характер. Люди должны высказаться, хотят ли они обновления всех органов власти, хотят ли, чтобы и Мадуро, и Гуайдо ушли, и чтобы всю колоду карт перетасовали заново.

Беседовал Густово Хименес. Перевод с испанского К.Г. 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *