Экосоциализм или варварство

Эксперты ООН предупреждают о беспрецедентном масштабе климатических изменений. Однако предложения Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) недвусмысленно отражают необходимость согласовывать исследование с требованиями капитализма: экономическим ростом и извлечением прибыли. Чтобы спасти экологию планеты, нужно обобществить энергетический сектор и разработать систему энергоснабжения на основе полностью возобновляемых источников энергии без ископаемого или атомного топлива; закрыть бесполезные и вредные для общества производства; покончить с планируемым устареванием и перевозками товаров с целью максимизации прибыли мультинациональных корпораций, заменить агробизнес на экологически чистое крестьянское сельское хозяйство, способное обеспечить продовольственную независимость.  Материал подготовлен национальной экологической комиссией Новой антикапиталистической партии (Франция).

Доклад МГЭИК

Специальный доклад МГЭИК, опубликованный 8 октября этого года, подготовлен в ответ на запрос парижской Конференции по климату (COP21) и содержит оценку последствий потепления климата Земли на 1,5 °C в сравнении с потеплением на 2°C. “Резюме для политиков” должно лечь в основу переговоров на Конференции Рамочной конвенции по изменению климата ООН, которая пройдет с 3 по 14 декабря в Катовице, Польша.  Несмотря на смягченные межгосударственными переговорами формулировки и технические ограничения, доклад говорит в пользу всех, кто выступал с призывами удержать глобальное повышение средних температур на уровне 1,5 градусов, то есть малых островных государств, наименее развитых стран, ученых и активистов в области борьбы с изменением климата. Потепление на 1,5 °C приведет к потере более половины естественных сред обитания для 4% позвоночных, 6% насекомых и 8% растений, по сравнению с 8%, 18% и 16% соответственно при повышении температуры на 2°С. Повышение даже на 1,5 градуса повлечет за собой более частые и интенсивные тепловые волны, проливные дожди, понижение урожайности зерновых культур, почти полное исчезновению коралловых рифов.

Согласно последним исследованиям, потепление на 2 градуса может стать критической чертой, за которой нагревание планеты станет бесконтрольным и необратимым. Таким образом, необходимо сделать все возможное, чтобы ограничить повышение температуры до максимального предела в 1,5 °C.

Геоинженерия: лекарство страшнее болезни

Согласно докладу МГЭИК, ограничить потепление 1,5 градусами будет крайне сложно, если не невозможно, поэтому эксперты предлагают сценарий “временного превышения”, которое будет скомпенсировано охлаждением планеты во второй половине века благодаря «технологиям с отрицательными выбросами» и геоинженерии. Такой сценарий весьма опасен. Временное превышение температуры может привести к масштабным и необратимым изменениям, например, смещению крупных участков ледниковых щитов Гренландии и Антарктиды, вследствие чего уровень моря повысится на несколько метров. Подобные климатические сдвиги могут повлечь за собой цепную реакцию изменений, чреватых необратимым, самоподдерживающимся нагреванием земной экосистемы. Более того, Манифест против геоинженерии утверждает:

“Геоинженерные проекты по удалению углекислого газа (CDR), включая крупномасштабные насаждения монокультурных деревьев и биомассы, оказывают серьезное негативное воздействие на землю, воду, биоразнообразие, продовольственную безопасность и традиционные промыслы. Технологии улавливания и удаления CO2  (CCS) обслуживают интересы промышленных компаний, занимающихся добычей ископаемого топлива и способствуют дальнейшему развитию этой индустрии. Кроме того, технология биоэнергетики с улавливанием и хранением углерода (BECCS) чрезвычайно усугубит негативное воздействие плантаций, которые сокращают площадь необходимых для производства продовольствия земель, а также создают угрозу продовольственной безопасности и биоразнообразию. Другие методы удаления CO2, такие как фертилизация океана, могут привести к нарушению морских пищевых сетей и образованию мертвых бескислородных зон в океанах.”

Ядерное электричество? Ошибочное решение, которое грозит новыми катастрофами

Возможно, что для компаний EDF и ORANO (бывшая AREVA) ядерное топливо, или “декарбонизированная” энергия, является способом “спасти планету”. Однако очевидно, что ядерная отрасль, производящая 10,5 % и потребляющая 4,5% мирового электричества, должна остаться за бортом энергетической революции. Невзирая на это, строительство новых АЭС продолжается, а значит возрастает риск новых аварий и увеличивается количество радиоактивных отходов, разлагающихся на протяжении долгих тысячелетий.

Закон о постепенном отказе от атомной энергии, принятый во Франции в 2015 году, чтобы успокоить общественное мнение, взволнованное аварией на Фукусиме, предусматривал сокращение доли атомной энергетики до 50% к 2025 году. Премьер-министр Франции Эдуар Филипп, бывший лоббист Areva, призывает сохранить неизменной сегодняшнюю долю в 75%. Отмена закона навсегда запятнала бы имидж министра экологии Николя Юло как “ярого защитника природы” (покинул пост 28 августа этого года, заявив: «Я больше не хочу обманывать самого себя»). Однако Франсуа де Рюжи, сменивший его на посту министра экологии, больше заботится о своей политической карьере, нежели о выживании человечества, и вряд ли подвержен столь сильным эмоциональным переживаниям. В конце октября, он представит план развития энергетики 2020-2035, содержащий уступки ядерному сектору. В таком свете сокращение доли ядерного сектора до 50% кажется поистине “радикальным” решением, которое позволит продлить работу действующих АЭС еще на 40-60 лет и построить новые.

Эдуар Филипп, прикрываясь экологией, настаивает на сокращении автомобильных выбросов CO2 и повышении цен на бензин до 30% к 2019 году. Это сигнал в адрес «Рено» и «Пежо»: пришло время электромобиля! Благодаря станциям быстрой зарядки электромобилей, закрытии АЭС в Фессенхайме и других устаревших АЭС, ядерный сектор сможет начать строительство новых, более современных АЭС. Очевидно, что сохранение зависимости Франции от ядерной энергии связано со стремлением спасти  EDF и ORANO от банкротства, на грани которого они находятся сегодня. Единственным реалистическим решением будет полная остановка ядерного сектора в течение ближайших 10 лет при развитии возобновляемых источников энергии, как это предлагает Новая антикапиталистическая партия.

От “Дизельгейта” к электромобилю: безответственный рывок вперед

Автопроизводители хотят скорее забыть скандал с дизельным топливом, это двойное систематическое мошенничество в котором замешаны все: сначала автомобильные компании напрямую мухлевали с измерениями выбросов, а после дружно молчали о различии показателей между лабораторными исследованиями и реальными показателями на дорогах (на 45%). Сегодня, эти же компании хотят превратить смерть дизеля в возможность поднять продажи автомобилей на альтернативном топливе.

Электромобиль — это отнюдь не панацея, как нас ни пытаются убедить в обратном: на протяжении своего жизненного цикла — добыча полезных ископаемых для аккумуляторов, производство электроэнергии, автомобилестроение, утилизация и переработка отходов  — электромобиль производит столько же CO2, как и автомобиль с бензиновым двигателем. Вместе с тем, правительства Европейского Союза открыто поощряют этот безответственный рывок вперед.

Отказаться от автомобилей. Срочно!

Доля автотранспорта в глобальных выбросах CO2 составляет 30%, при этом на автомобили приходится половина от этой цифры. В 2007 году мировой автомобильный парк превысил 1 миллиард, а к 2030 году производители планируют достичь двух миллиардов. Автопарк Франции насчитывает 32 миллиона. Сами эти показатели ясно говорят о том, что капитализм не знает меры, несмотря на то, что МГЭИК начала бить тревогу еще в 1990 году. Автомобильные компании хотят наполнить китайский и индийский рынки, поскольку западные уже переполнены. И появляющиеся на этих «старых рынках» новые автомобили — это гигантские внедорожники и городские пикапы. Не стоит удивляться, что в 2017 году, то есть впервые с 1995, выбросы CO2 от новых автомобилей во Франции вновь начали расти.

Полное переоборудование автомобильной отрасли — абсолютный императив

Заместитель председателя МГЭИК считает, что «законы физики и химии позволяют ограничить потепление 1,5 ° C, но для этого потребуются беспрецедентные изменения». Лучше не скажешь. Отказ от автомобилей должен стать приоритетом, что означает: полное переоснащение сектора под производство общественного транспорта без жертв со стороны рабочих, то есть при запрете на увольнения, гарантиях непрерывности заработной платы, сохранения квалификации и сплоченности трудовых коллективов. Нет сомнений, что «Пежо» и «Рено» будут против: эти меры подразумевают их экспроприацию.  Новая политика в сфере передвижения неизбежно потребует мужества в противостоянии с капиталистами автомобильной отрасли. Индивидуальное пользование автомобилем должно существенно измениться: стать совместным и редким.

Мой любимый… бесплатный автобус!

Чтобы сократить выбросы CO2, необходимо уменьшить использование личного автотранспорта. В городе и пригородах, развитие общественного транспорта, велосипедных и пешеходных маршрутов должны стать основным решением,  особенно при условии, что автобусы, трамваи и поезда будут бесплатными. Повсюду, где была отменена плата за проезд на общественном транспорте можно было заметить, что стоянки быстро пустеют, а машины остаются в гараже. Дюнкерк — наглядный тому пример: здесь с 1 сентября 80% жителей в любой момент могут добраться до вокзала не более чем за 20 минут, а расстояние до ближайшей автобусной остановки не превышает 300 метров. Именно такой стратегии необходимо придерживаться, чтобы серьезно сократить выбросы вредных частиц и CO2. Бесплатный проезд — отличное решение!

Аргументы противников бесплатного общественного транспорта не убедительны. С экономической точки зрения, мера реалистична: уже сегодня 32 города и городских агломерации финансируют бесплатный проезд через перераспределение транспортных бюджетов. Остается идеологический аргумент: свобода станет синонимом низкого качества, будущей деградации и безответственности. Факты говорят обратное. Пассажиры бесплатных автобусов становятся более аккуратными, вежливыми и дружелюбными. Так в чем же дело? Столь ярое противостояние является скорее делом принципа и вытекает из самой логики товарного общества. Подумайте только: ведь бесплатное — это же для бедных! Именно для того, чтобы бросить вызов коммодификации и прибыли, чтобы коллективные интересы стали легитимными, наш ответ должен выражать социальную потребность, и именно поэтому мы настаиваем на бесплатном проезде. Этот скромный антикапиталистический шаг станет первым, чтобы расшатать систему перед ее окончательным крушением.

Крестьянское сельское хозяйство — ответ на вызов глобального потепления

На промышленное сельское хозяйство и обезлесение приходится 1/4 выбросов парниковых газов. Однако, при отказе от модели агробизнеса, сельское хозяйство и леса могут служить как конденсационные насосы для откачки CO2, то есть превратиться в средство борьбы с потеплением климата.   

Способность сельского хозяйства к удержанию CO2 не осталась незамеченной для капиталистов — они хотели бы установить цену на эти поглотители углерода, чтобы извлекать из них прибыль, так же, как это было на рынке углерода. Их цель — спасти смертоносную индустрию, установив монополию на средства для борьбы с глобальным потеплением. Дело за малым — уничтожить крестьян!

Тем не менее, агроэкология может уменьшить количество парниковых газов благодаря использованию органического азота, производимого при выращивании бобовых, метанизации навоза домашнего скота, агролесоводства. Деревья и изгороди защищают и обогащают углеродные почвы, уменьшают нехватку воды, обеспечивают естественное убежище для фермерских и диких животных, поддерживают биоразнообразие. Речь не идет об агроэкологии, исходящей сверху. Напротив, агроэкология должна варьироваться в зависимости от территории, возделываемых культур, образа жизни и быть основана на исследованиях, инициированных крестьянами и при их непосредственном участии.

Мы выступаем за местное сельское хозяйство, которое не стремится ни к спекуляциям, ни к экспорту. Кроме того, сохранение окружающей среды и здоровья крестьян означает отказ от использования вредных химических веществ (например, глифосата), служит сохранению биоразнообразия, лучшей защите от болезней и «вредителей». Концепция крестьянского сельского хозяйства требует покончить с гектарами теплиц из органических овощей и фермами, использующих труд сельскохозяйственных рабочих, статус которых близок к рабству. Переход от интенсивной агропромышленности к крестьянской агроэкологии будет иметь непосредственные положительный последствия для окружающей среды — все загрязнения немедленно прекратятся. Сельское хозяйство перестанет служить источником парниковых газов, и вместе с тем вернет жизнь почвам, истощенным сельскохозяйственной практикой и химикатами, а также повысит уровень гумуса (который сократился на 75% за 50 лет). Важно понимать, что почвы могут хранить углерод и поглощать его из атмосферы. Известны соответствующие технологии: ограничение обработки почв, поддержание растительных покровов, чередование культур, совмещение деревьев и кустарников с сельскохозяйственными культурами (агролесоводство). Сельское хозяйство и климат могут взаимодополнять друг друга.

А рабочие места?

Слишком много людей портит свое здоровье и тратит жизнь в попытке ее обеспечить. Первым шагом должно стать коллективное и радикальное сокращение рабочего времени без снижения зарплаты, при уменьшении интенсивности и ритма труда, при пропорциональном равном доступе к рабочим местам.

Мы, работники и работницы требуем, чтобы наши рабочие места были как хорошо оплачиваемыми, так и приносящими удовлетворение. Если для сохранения будущего необходимо приостановить производство, то платить за это должны не работники своими зарплатами и рабочими местами. Какими бы ни были обстоятельства, зарплаты и социальные права должны сохраняться до получения новой работы или выхода на пенсию. Работники и работницы также должны обладать правом, в силу своей квалификации и опыта, предлагать альтернативные модели производства и контролировать их внедрение. Экологическая революция сама должны стать источником новых рабочих мест — в сфере возобновляемых источников энергии, реновации и теплоизоляции зданий, переоборудования автомобильной отрасли, переработки отходов от агроэкологии, восстановления экосистем. 

Производить меньше, жить и работать лучше!

Многие производства являются общественно бесполезными. Отказ от них не только не повлияет на уровень жизни, но даже повысит его! Начнем с того, чтобы запретить рекламную индустрию, которая потребляет огромное количество энергии и создает все новые потребности, которые невозможно удовлетворить. Необходимо обеспечить высокое качество всех продуктов производства, их исправность и ремонт, а также переработку по окончании срока службы (максимально долгого). Только так можно положить конец расточительству  и сверхпотреблению, вызванным планируемым устареванием, из-за которого оборудование выбрасывается на свалку и заменяется сразу по истечении гарантии.

Целые отрасли являются одновременно чрезмерно энергоемкими, загрязняющими окружающую среду, опасными и вредными для здоровья. К ним относятся, например, производство оружия, ядерной энергии, пестицидов или химических удобрений. От этих отраслей придется отказаться. Другие сектора, такие как автомобилестроение или грузоперевозки, должны быть значительно сокращены и преобразованы.

Взять принятие решений в свои руки

Мы не сможем сохранить климат, оставив право решать за капиталистами. «Свободная и неискаженная» конкуренция за прибыль — главный двигатель капитализма. Этот принцип предполагает постоянное и неограниченное наращивание производства. Стремление бесконечно повышать производительность несовместимо ни с конечностью Земли и ее ресурсов, ни с абсолютной необходимостью сократить выбросы парниковых газов. Необходимо экспроприировать крупные капиталистические группы, чтобы сделать возможными публичные дискуссии и принятие демократических решений, которые нужны для создания удовлетворяющего потребности производства и заботы о нашей планете.

Обобществление энергетического сектора — это единственный способ быстро перейти к возобновляемой, децентрализованной и эффективной системе. Обобществление кредитного сектора, в свою очередь, жизненно важно для распоряжения финансовыми ресурсами, необходимыми для инвестиций в переходный период. Кроме того, следует положить конец частному присвоению как природных ресурсов (земельных, водных, лесных, ветровых, солнечных, геотермальных, морских и т.д.), так и интеллектуальных.

Однако одной экспроприации недостаточно. Национализированные (в прошлом) компании (EDF, Renault, ELF) или СССР, внесшие существенный вклад в экологическую катастрофу, служат тому примером. 

Демократия не может останавливаться перед дверью предприятий, но должна стать частью рабочего процесса и самоуправления. Децентрализация и демократическое планирование должны способствовать как принятию коллективных решений, наиболее отвечающих интересам пользователей, так и справедливому и солидарному согласованию производственных и транспортных стратегий.

Менять не климат, а систему

Потепление климата — это одна из наиболее острых социальных проблем. Перемены в поведении на индивидуальном уровне, хотя и необходимы, но недостаточны, чтобы изменить ситуацию. Что требуется сегодня, так это мощная глобальная мобилизация всех прогрессивных движений — экологических, профсоюзных, крестьянских, феминистских, коренных народов и др.

Нам нужно движение за климатическую справедливость, способное на радикальные перемены. Нам нужна экосоциалистическая революция. Должна полностью измениться вся система производства и потребления. Марши за сохранение климата — это только начало этого пути.

Сегодня уже недостаточно возмущаться и оказывать давление на власть, нам необходимо объединение борьбы на всех фронтах (la convergence des luttes), нужны многомиллионные акции протеста, способные остановить инвестиции в добычу ископаемых и все остальные бесполезные и разрушительные проекты, навязываемые населению. Пора остановить захват земель и милитаризм, оказать всестороннюю поддержку крестьянам, заложить основы социальных практик, выходящих за рамки капиталистического производства.

Можно одержать победу против бетоноукладочных компаний, как это доказали активисты в коммуне Нотр-Дам-де-Ланд, против угольной промышленности, как это сделали защитники Хамбахского леса (Германия), спасшие один из старейших лесных массивов в Европе от превращения в гигантскую угольную шахту. Эти победы стали возможными в результате широкого объединения движений, их решительности, радикализма и демократического творчества.

Каждая победа, каждый шаг вперед имеют значение. Поэтому что нам важны даже локальные или частичные победы. Более того, они служат примером практики автономии и самоорганизации, которые являются непременным условием радикальной трансформации мира, самоэмансипации эксплуатируемых и угнетенных. Эти победы показывают, что другой мир, мир экосоциализма возможен.

Опубликовано на сайте Новой антикапиталистической партии 27 октября 2018 г.
Перевод Анны Егоровой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *