От Че к Путину: что стало с фестивалем молодежи?

«Дети фестиваля» – в СССР так называли «плоды» «международных контактов» во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, состоявшегося в Москве в 1957 году. Сегодня рожденным в ту пору уже за 60, но, как пелось в популярном тогда Гимне демократической молодежи мира, «эту песню не задушишь, не убьешь». 14-22 октября 2017 года XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов проходит в Сочи.

Сочинский фестиваль внешне выглядит флэшбэком в прошлое: тот же голубь мира и разноцветная ромашка на логотипе. Да и момент как будто подходящий. Идеологией того, прежнего, фестиваля было укрепление мира и дружбы в противовес холодной войне и империализму – разумеется, американскому. Параллели с современностью очевидны, если бы не одно «но». Россия – не Советский союз.

«Демократическую молодежь» на фестивалях советской эпохи представляли делегаты зарубежных компартий, антиколониальных, антивоенных и прочих левых движений. Их просоветские взгляды диктовались более или менее бескорыстной верой в альтернативную капитализму общественную модель и репутацией СССР как друга национально-освободительных движений в «третьем мире».

Советское руководство в 1957-м продемонстрировало невиданную прежде открытость – Москву тогда посетило сразу 34 тысячи иностранцев. Необходимо было восстанавливать пошатнувшийся после ХХ Съезда имидж страны в глазах «прогрессивного человечества» и дать советским людям эпохи оттепели возможность прикоснуться к запретным прежде плодам «воображаемого Запада», таким как джаз, рок-н-ролл, модная одежда, раскованный стиль поведения. Фестиваль 1957 года стал своего рода культурной революцией, и благодаря этому вошел в историю. Сочинский фестиваль, несмотря на внушительные масштабы – более 20 тысяч участников, – скорее всего, забудут через неделю.

«Макет оказался сильней»

После распада Союза судьба фестивального движения, казалось, была предрешена. В 90-е большинство компартий, прежде ориентированных на СССР, утратили влияние или перешли на социал-демократические позиции. Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ) стала довольно маргинальной структурой. Сегодня она объединяет порядка 80-ти молодежных организаций сталинистского толка в 65-странах мира.

Пережить трудные времена фестивалю помогла сначала Куба, где в 1997 году прошел ВФМС-XIV, а затем – волна «альтерглобализма», давшая новый импульс левым движениям по всему миру. Правда, в отличие от альтерглобалистов, подчеркивающих неправительственный характер своих форумов, организаторы ВФМС явно неравнодушны к государственной поддержке.

В 2005-м фестиваль состоялся в Каракасе, под крылом Уго Чавеса, в 2013-м – в Эквадоре, где незадолго до этого победу на выборах одержал кандидат левых сил Рафаэль Корреа. Сочинский фестиваль проходит под патронажем Росмолодежи, фонда «Росконгресс» и Национального совета молодежных и детских объединений России. ВФДМ значится среди организаторов, но за музыку не платит, что отразилось на составе делегатов и идеологии мероприятия. Как пел популярный в левых кругах Егор Летов, «Макет оказался сильней».

Че Гевара, «Газпром», «Роснефть»

Противоестественность сотрудничества между крайними левыми из ВФДМ и Администрацией президента России бросалась в глаза уже на ранних этапах подготовки к фестивалю. Чего только стоит тот факт, что главой оргкомитета фестиваля стал Сергей Кириенко, в прошлом – премьер-либерал и лидер Союза правых сил, жестко противостоявшего КПРФ на думских выборах 2000 года. С ним президент ВФДМ, представитель радикальной и очень ортодоксальной Компартии Греции Николас Пападимитриу, позировал перед телекамерами в пятницу, 13 октября. Правда, еще за два дня до этого у Пападимитриу даже не было аккредитации для участия в фестивале. Вместо формальных хозяев праздника его открыл Владимир Путин, который заявил: «Нужно уйти от этой политизации, нужно, чтобы это мероприятие было посвящено просто молодым людям всего мира вне зависимости от их политических взглядов».

Очевидно, именно поэтому на фестиваль, официально посвященный Че Геваре, борцу с колониализмом в Африке Мохаммеду Абдельазизу и столетию Октября, не допустили около тысячи иностранных делегатов, в основном – из развивающихся стран, таких, как Индия, Непал, Конго и Шри-Ланка. От них потребовали «нотариально заверенную справку об отсутствии судимости». Учитывая, что во многих уголках мира левые активисты подвергаются репрессиям за свою политическую деятельность, подобное требование выглядит скандально.

– Российская сторона демонстрирует, что она вообще видеть не желает ВФДМ и ее активистов, что она относится к этим людям просто как к каким-то туристам, которых просто терпит из вежливости, – заявил лидер российской левой организации РКСМ(б) Александр Батов, который в мае этого года сам отбыл административный арест за «участие в несанкционированном митинге».

Несмотря на первоначальный скепсис, некоторые оппозиционные левые России вошли в Национальный подготовительный комитет фестиваля по линии ВФДМ. Теперь они не скрывают своего разочарования.

– На наш взгляд, в ходе подготовки к XIX Всемирному фестивалю молодежи и студентов возобладали тенденции, которые привели к тому, что фестиваль из площадки диалога сил, выступающих за прогресс и социальную справедливость, превратился в мероприятие, содержание которого в корне противоречит изначальным целям и задачам фестивального движения, – говорится в заявлении, подписанном рядом российских левых организаций.

Среди гостей фестиваля присутствуют такие одиозные для левых персоны, как Герман Греф, а также делегации правящих партий Израиля и Турции. Это – еще одна пощечина для левых антиимпериалистов, активно поддерживающих борьбу курдов и палестинцев на Ближнем Востоке. Наряду с Че и Мохаммедом Абдельазизом покровителями ВФМС-XIX стали «Газпром» и «Роснефть». Впрочем, это не помешало таким российским «левым» деятелям, как экс-представитель ДНР в Москве Дарья Митина, все же принять участие в фестивале.

Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи отчасти напоминает Всемирный русский консервативный форум, состоявшийся в марте 2015 года. Тогда в Санкт-Петербург прибыли представители крайне правых – а по мнению критиков, фашистских – партий из Европы и США. В путинской России ультраправых привлекает ставка на «традиционные христианские ценности» и противостояние либеральной глобализации. Определенная часть левых за рубежом смотрит на Россию схожим образом. Некоторым из них она видится преемницей СССР и геополитическим противовесом гегемонии США в мире.

Однако поставить на «левую» карту Кремлю мешает как органическое неприятие российской элитой идей социального равенства, так и непредсказуемость самой международной левой, чьи эпизодические пророссийские симпатии являются, скорее, ностальгическим недоразумением. Сочинский фестиваль с большей вероятностью подорвет их, чем усилит. Зато в преддверии президентских выборов он станет приятным подарком для КПРФ с ее любовью к чисто внешнему воспроизведению советских символов.

Иван Овсянников
Впервые опубликовано на сайте провэд.рф

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *