18922103_995010557202079_3589818977043774752_n

Фестиваль Памир-Москва: праздник межкультурной солидарности и интернационализма

4 июня в Музее Москвы состоялось уникальное по замыслу и масштабу событие — «Памир-Москва: фестиваль культур». Фестиваль проходил весь день в лекториях и внутреннем дворе музея, его посетило около 5 тысяч человек. Наши товарищи из группы «Аркадий Коц» выступили соорганизаторами и вдохновителями фестиваля, наряду с коллективом режиссеров-документалистов Cineminers, памирским культурным центром «НУР», фондом  Розы Люксембург и Музеем Москвы.

18700313_994843617218773_8112708034488289669_n
Группа «Аркадий Коц» и ансамбль «Нур» на фестивале «Памир-Москва». Фото Елены Шалкиной

Свою задачу мы видели в том, чтобы объединить в одном пространстве городского праздника разные, в том числе прежде практически не пересекавшиеся аудитории — под знаком межкультурной солидарности, равноправия и интернационализма.    

На открытии фестиваля выступили представители организаторов и партнеров фестиваля — Анна Моисеенко (компания  Cineminers), Николай Олейников (группа «Аркадий Коц»), Аслишо Акимбеков и Алимамад Боймамадов (общественная организация НУР), Борис Кравченко (Конфедерация Труда России), Елена Безрукова (Фонд Розы Люксембург), Сарвар Бахти (посольство республики Таджикистан в России).

18921671_994843193885482_998270099084198287_n
На фестивале были представлены памирские ремесла. Фото Елены Шалкиной

На фестивале проходило множество разных мероприятий: от игр и выставок ремесел до научных дискуссий и концерта. Важным элементом прошедшего в Музее Москвы события стало взаимопроникновение современной и традиционной культур. Так, в центре внутреннего двора был построен настоящий памирский дом – в нем проходила лекция, а потом традиционная памирская свадьба, на которую были приглашены посетители фестиваля.

18882274_995010777202057_2308522503661078746_n
Частью фестиваля стала традиционная памирская свадьба. Фото Елены Шалкиной

Параллельно в здании музея известные современные художницы Ольга Житлина, Ксения Диодорова и Виктория Ломаско демонстрировали свои работы, посвященные миграции и жизни на постсоветском пространстве. На сцене играл ансамбль памирской народной музыки, а в кинозале режиссер-документалист Анна Моисеенко показывала свой новый фильм, посвященный жизни современного памирского музыканта и артиста Абдумамада Бекмамадова, чьими стихами была оформлена сцена.

18893079_995011043868697_3760327532930575059_n
Фото Елены Шалкиной

Председатель Конфедерации труда России Борис Кравченко, выступая на открытии, говорил о необходимости объединения трудовых мигрантов из стран Центральной Азии и российских работников для отстаивания своих трудовых прав – его слова были встречены овацией. В завершении Кравченко пригласил участников фестиваля вступать в независимые профсоюзы, открытые для всех, кто работает в России. Огромный интерес вызвал мастер-класс КТР по трудовым правам, что неудивительно, ведь, судя по регистрационным листам, огромную часть аудитории составляли строители, водители, кассиры, дворники — наемные работники, для которых защита своего труда — ежедневная проблема.

18882127_995010860535382_8302803513920872624_n
Фото Елены Шалкиной

На организованном социологом и активистом Российского социалистического движения Олегом Журавлевым круглом столе, посвященном научным исследованиям миграции, известные ученые и эксперты Владимир Малахов, Дмитрий Полетаев, Екатерина Деминцева и другие обсуждали вместе с представителями памирской диаспоры пути преодоления ксенофобии, улучшения трудового и миграционного законодательства и политической практики в отношении мигрантов в нашей стране. Фестиваль был принципиально некоммерческим – вход на все мероприятия был свободный, а еда –- бесплатной либо по себестоимости.

19029209_994843530552115_1717776051112078716_n
На круглом столе по проблемам миграции, выступили известные ученые. Фото Елены Шалкиной

Финальным событием фестиваля стало совместное выступление группы «Аркадий Коц» и ансамбля памирских музыкантов «НУР». Мы начали фестиваль с Интернационала, а закончили его совместным с памирцами исполнением песни Вуди Гатри «This Land is Your Land».

Я здесь хозяин, ты здесь хозяин

Любой рабочий, студент, крестьянин,

Шофер, строитель, шахтер, учитель,

Это земля для нас с тобой!

Памирцы — очень благодарная и открытая, восприимчивая аудитория. В процессе подготовки фестиваля нас восхищала слаженность и дисциплинированность их работы, мотивированность общими ценностями и культурой, взаимная поддержка и солидарность внутри диаспоры.

18893220_994843810552087_912241746481635565_n
Памирцы — очень открытая и восприимчивая аудитория. Фото Елены Шалкиной

Когда смотришь на памирцев, активных и жизнерадостных вопреки всем невзгодам, вспоминается статья британского журналиста Пола Мейсона о том, почему британские школьники из диаспор показывают все лучшие результаты по сравнению с «местными» детьми, лишенными коллективистских ценностей и атомизированными в результате тэтчеристской политики, породившей новую, неолиберальную Британию.

18920640_995010683868733_407326473557948237_n
Фото Елены Шалкиной

Никакие проповеди индивидуальной свободы и толерантности к «другому» не заменят необходимости коллективных ценностей для личного развития каждого.

Наша задача в том, чтобы эти ценности вырастали не только из опыта выживания народов, не только из необходимости сохранения их культур и языков, но и из общих интересов всех работников, живущих в России, вне зависимости от гражданства и происхождения. 

Как отмечали участники дискуссии, есть очевидное противоречие — с одной стороны, Россия воспринимает бывшие постсоветские страны как своих полузависимых спутников, с другой стороны, с гражданами этих стран обращаются как с самыми настоящими иностранцами, «интеграцией» которых занимаются репрессивные органы, а не, например, комитеты по культуре, спорту и туризму, как предполагает законодательство.

19029600_995010540535414_5820515474586570318_n
Фото Елены Шалкиной

Все это напрямую вырастает из провала миграционной политики на протяжении всего постсоветского времени, когда власти были нацелены на договоренности с элитами соседних государств по поводу внешнеполитических и экономических вопросов, а не на работу с людьми, будь то адаптация работников из бывших советских республик или поддержка русских, живущих в них.

Судьба одного из героев фестиваля, Абдумамада Бекмамадова, в советское время гастролировавшего по всей стране со своим ансамблем,  а потом оказавшимся, как и тысячи его сотоварищей, в том числе — из интеллигенции, «трудовым мигрантом», как нельзя лучше иллюстрирует этот парадокс.

18952635_994843960552072_6898186237807965532_n
Абдумамад Бекмамадов с участницами народного ансамбля. Фото Елены Шалкиной

И вот мы видим, с одной стороны, как обычная капиталистическая конкуренция (осложненная полупериферийным положением России и нездоровой ура-патриотической пропагандой) разобщает граждан России и настраивает их против бывших соотечественников. С другой стороны, мы видим, как коррумпированность и внутренняя ксенофобия госорганов (Федеральная миграционная служба, полиция) ведет к еще большей закрытости диаспор.

Эта ситуация выгодна и госчиновникам, наживающимся на бесправии, и местным националистическим вождям, эксплуатирующим страх перед якобы непостижимыми и непредсказуемыми «чужими». Диаспора с ее жесткой иерархией и горизонтальными связями заменяет в этой ситуации отсутствующие институты социальной и правовой защиты, выдвигая на первый план этнокультурное единство. Это, конечно, облегчает бытовое и психологическое существование в сверхконкурентном, а часто и враждебном поле, но вряд ли помогает реальной интеграции. Оговоримся, что под интеграцией мы понимаем и изменение российского общества в целом, ксенофобия которого угрожает ему самому.

Решением здесь могут стать альтернативные формы объединения, предлагающие свои ценности — межкультурной, классовой солидарности, здорового гражданского патриотизма, обращения пусть к противоречивому, но все же общему прошлому, к общим планам на будущее.

В качестве альтернатив как атомизации большинства, так и этнокультурному консерватизму мы видим не только общие культурные и просветительские проекты, но и профсоюзы, а в будущем, надеемся, и политические партии левого толка, которые боролись бы за реальные интересы всех наемных работников, не игнорируя и уважая их идентичности. Надеемся, такие структуры будут способны на массовом и общенациональном уровне решать ту задачу, которые наметили организаторы фестиваля — совмещать  самобытность традиций с универсализмом гражданских и трудовых прав и современной культуры — ради реальной интеграции, культурного равноправия и социальной справедливости.

Кирилл Медведев, Олег Журавлев
Организаторы фестиваля благодарны активистам Левого Блока и всем остальным за волонтерскую помощь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *