plate-ladlefood

Социальное государство: природа и парадоксы (видео)

Видеозапись выступления Ивана Овсянникова в рамках дискуссии «Может ли государство быть социальным?» (Санкт-Петербург, галерея «Интимное место», 17 декабря).

«Мысль о том, что государство несет ответственность не только за безопасность, но и за всеобщее благосостояние, кажется естественной, но на протяжении большей части истории это было не так. Если мы рассмотрим средневековое христианское государство с точки зрения его идеологических целей, то увидим, что речь могла идти, например, о религиозном спасении. Роль «минимального государства» классического либерализма сводится к функции «ночного сторожа», т. е. охране буржуазной собственности. Бедность и неравенство воспринимались как часть естественного порядка вещей. Французский социолог Робер Кастель цитирует автора XVIII века, писавшего: «Бедные для государства примерно то же, что тени на живописном полотне: они создают необходимый контраст, на который порой ропщет человечество, но который отвечает замыслам Провидения». В своем выступлении я постараюсь показать, как “великий страх” буржуазии перед обездоленными привел к постановке в начале XIX века “социального вопроса” и как попытки его решения способствовали возникновению новой модели государства, нового понимания прав и собственности».

Съемка Анатолия Трофимова для группы «Маркс был прав».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *