Вулкан замедленного действия

Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие №1, на котором с 27 июля введена процедура конкурсного производства, в середине месяца претерпело еще одно потрясение, которое на этот раз касается уже всех без исключения работников. 15 августа работники ХПАТП №1, 1230 человек, получили уведомления об увольнении в связи с сокращением.

Решением краевого Арбитражного суда от 27 июля муниципальное предприятие признано банкротом с открытием процедуры конкурсного производства. Сразу после этого к председателю профкома предприятия Василию Остапенко стали без перебоя обращаться рядовые сотрудники с просьбами о принятии решительных мер по спасению их рабочих мест. После 15 августа поток этих просьб стал еще больше, ведь уже в ноябре этого года коллектив в полном составе окажется на улице с мизерным выходным пособием и туманными перспективами трудоустройства.

Василий Остапенко, председатель профкома ХПАТП №1

«Мне за державу обидно, что дожили до такого, — восклицает Остапенко, — И.о. директора предприятия, Алексей Деменок, дал в СМИ интервью, сказав, что эти уведомления – чистая формальность и что все работники предприятия будут переведены на новое (юридическое лицо — ред.), когда оно будет открыто. Я ему не верю.

У нас было несколько пассажирских предприятий, которые в разное время были ликвидированы, а коллектив был присоединен к ХПАТП №1. Но нет ни одного предприятия, которое бы прошло процедуру банкротства и продолжило функционировать, жить. Тот же завод «Дальдизель» был продан, чтобы рассчитаться с кредиторами, за 315 млн. рублей. У нас долги достигли 300 млн., образовавшиеся из-за социальной программы, когда мы возили льготников. После того, как была первая монетизация льгот, был пикет у Белого дома, пенсионеры перекрывали улицы.

После этого Ишаев (экс-губернатор Хабаровского края, ныне глава Дальневосточного федерального округа — ред.) ввел единый проездной билет с неограниченным количеством поездок. Но муниципальным перевозчикам возмещение шло только за 32 поездки, мы работали себе в убыток. Тариф за проезд сдерживался, а всё остальное росло – топливо, свет, коммуналка. В советское время и бензин, и тарифы стоили одинаково, а теперь проезд – 22 рубля, а топливо – 40 рублей за литр. В основном автобусами пользуется кто? Малоимущие. Постепенно наращивались долги…

Люди работают, закрывая глаза на переработку (по нормам она — не более 120 часов, на деле же огромна). Водитель получает максимум 30 тысяч, а кондуктор – 15 тысяч. У коммерсантов есть белая зарплата – 10 тысяч и серая – 60-70 тысяч. У нас за прошлый год было 370 млн. налогов, а частники заплатили 37 млн. И никто не принимает меры… Трудовой коллектив очень возбужден, постоянно ко мне обращаются. Я говорю им, что пока работаем, нам отпущено три месяца до 15 ноября, вот этот период будем бороться за выживание».

«Народ – вулкан замедленного действия, сегодня-завтра взорвется», — грозит Остапенко, но при этом призывает «верить властным структурам», писать письма Путину и проводить пикеты.

«Вперед паровоза бежать нельзя, — заверяет председатель профкома, — Мы выдержим время, получим ответ от Думы, а потом решим. Коллектив уже готов идти на «баррикады», но я на них никогда народ не поведу, так как это – гибель. У нас есть еще целых два месяца. Все работают и выходят по графику. В преддверии выборов должна быть какая-то реакция. Пока есть работа, должны мы работать. Если мы пойдем на забастовку, коммерсанты займут наши маршруты. На забастовку я не поведу, забастовка – это ерунда».

В то же время он признает, что в прошлом: в 2000-м и 2007-м годах забастовки помогли.

Итак, уже гарантированно несколько сотен квалифицированных водителей и ремонтников, а с ними управленцы и кондукторы окажутся ни с чем. Нельзя предугадать, найдут ли они до зимы работу или их ждут большие проблемы.

Однако руководитель профсоюза прямым тестом отговаривает коллектив его от активных действий, надеясь, что многочисленные обращения ко всем ветвям власти как-то изменят ситуацию. Неужто он верит в то, что люди, которые подписали приговор предприятию, будут реагировать на депутатской сессии? Они скажут, что все проходит по закону. Все митинги и пикеты работников ХПАТП №1 закончились тем, что люди получили документ об увольнении. Так почему профсоюзный лидер не хочет вести людей, которым уже нечего терять, и которых уверяют, что «уведомление о сокращении – чистая формальность», на забастовку? Не потому ли, что он уже на пенсии и его мало волнует положение работников? Или же всему виной его наивность?

ХПАТП №1 ликвидируется намеренно и в этом замешаны очень большие деньги. А очень большим деньгам и очень большим начальникам, как известно, плевать на судьбы людей. Ответом на этот бюрократический цинизм могут быть только коллективные действия работников уже в ближайшие дни, выставление прямых и ясных требований к работодателю и властям, проведение полномасштабного протеста, забастовки, в обход соглашательского профсоюза. Массовая протестная акция в преддверии выборов позволит работникам добиться того, что на всех государственных уровнях услышат их требования и их не выгонят, как скот, на улицу в интересах крупного капитала.

Коллектив РСД призывает начать общественную кампанию в защиту автобусного предприятия, дабы не допустить засилья частных перевозчиков на рынке и перераспределения маршрутов по плану городской администрации. Расстроить планы краевых и городских властей по ликвидации социально значимого транспорта можно только вместе.

Наум Критов.
Впервые опубликовано на сайте Хабаровского отделения Российского социалистического движения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *