Как развалить транспорт. Опыт Хабаровска

Транспортное хозяйство — любимая жертва чиновничьих экспериментов. Тарифы, ремонт техники, зарплаты работников — какое поле для, скажем вежливо, «экономии»! О том, как урезание льгот на проезд привело целый город к порогу транспортного коллапса — в статье Михаила Федорченко.

Этой весной я проходил практику в Краевом профсоюзе, где ознакомился с документами, содержащими информацию, которая обычно не доносится до широкой публики. Это и задолженность по зарплатам, и различные обращения и письма, и статистика. Я хотел бы на конкретных примерах показать реальные проблемы транспорта Хабаровска.

Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие и Трамвайно-троллейбусное депо №2 находятся в данный момент на грани банкротства. Как следствие, работники этой отрасли в крае более активны, чем остальные.

В качестве примеров можно привести пикет 2013 года. Сотрудники МУП «ХПАТП №1» пикетировали правительство Хабаровского края. Причиной стало недовольство низкой оплатой труда. На встрече с краевыми властями сотрудникам МУП пообещали разобраться в ситуации, однако, никаких изменений так и не произошло. Из-за халатной политики краевых властей, удорожания топлива, запчастей, огромного износа транспорта, ХПАТП №1 сейчас является банкротом, при общей задолженности перед кредиторами в десятки миллионов рублей. При этом свои долги перед работниками предприятие уже погасило.

Первичная профсоюзная организация на предприятии в течение десяти лет пыталась противостоять работодателю, но дальше пикетирования дело не пошло, хотя в январе 2015 года сотрудники были намерены устроить забастовку.

«Обстоятельства толкают нас на организацию забастовки, — сказал председатель первичной профсоюзной организации ХПАТП №1 Василий Остапенко, — Складывается неблагоприятная ситуация в отношении заработных плат работников».

По словам Остапенко, из-за низкой оплаты труда на сегодняшний день на предприятии недостает пятидесяти с лишним кондукторов и порядка шестидесяти водителей, вследствие чего приходится сокращать выходы на маршруты. В то же время работники предприятия не хотят, чтобы их зарплаты менялись за счет населения. Председатель профсоюза считает, что деятельность МУП должна субсидироваться из бюджетов. Он подчеркнул, что работники не имеют цели остановить работу предприятия, а хотят справедливой оплаты труда.

1 ноября 2015 года, после вступления в силу законопроекта № 119, об отмене льготного проездного для пенсионеров, ветеранов ВОВ, инвалидов и малообеспеченных семей ожидались серьезные протесты. И вот, по прошествии всего лишь месяца, негативные последствия, вызванные бездумным и ошибочным шагом краевых законотворцев, не заставили себя ждать.

хабаровск

По заявлению автоперевозчиков, уменьшился практически в разы пассажиропоток. Льготная часть населения стала меньше ездить. По данным Управления транспорта мэрии Хабаровска, в ноябре 2015 года муниципальным общественным транспортом города было перевезено 4134,6 тысяч человек, это на 38% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. С середины ноября объявил себя банкротом и перестал осуществлять свою деятельность один из пяти крупных коммерческих автоперевозчиков — компания «ООО Хабавтоальянс».

По словам теперь уже бывшего директора предприятия-банкрота, из-за отсутствия субсидирования, которое осуществляло Правительство края до 1 ноября, компенсируя выпадающие за счет льготных пассажиров доходы, пассажирские перевозки стали невыгодны. Те же, кто устоял после первого удара и продолжил работать, стали проводить сокращение маршрутов и уходить от финансово невыгодных направлений.

Далее ситуация стала развиваться по законам цепной реакции. Вначале коммерческие автоперевозчики заявили о нежелании осуществлять пассажирские перевозки по заведомо убыточным маршрутам, а затем и муниципальный автотранспорт стал уходить с невыгодных для него направлений. Вырисовывалась неприглядная картина кризиса в сфере пассажирских автоперевозок. Но она была бы неполной, если бы не завершающий мазок на этом полотне глупости и неразберихи — после долгих боев с закостенелостью властной системы, муниципальный автоперевозчик объявил себя банкротом и готов прекратить свою деятельность.

Автотранспортное предприятие с 18 декабря прошлого года проходит процедуру банкротства. 27 июля состоялось заседание суда с привлечением кредиторов.

По словам Василия Остапенко, ситуация такова:

«Монетизация вступила в законную силу с 1 ноября (2015 года), но до этой монетизации наше предприятие оказалось по уши в долгах: был арестован счет, кое-как выдавали зарплату… До монетизации мы получали возмещение за льготников за 28 поездок — 560 рублей на весь муниципальный транспорт. Но количество поездок совершали льготники больше, чем 28. После принятия закона им дали по 310 рублей на три вида транспорта. Может ли человек сделать необходимые ему поездки за эти деньги? В этом плане обманули наш народ… Причем тарифы растут каждую неделю… Мы обслуживаем 35 маршрутов, из них на двадцати — не зарабатываем прибыль».

Усугубляет ситуацию и налоговое бремя. По словам Остапенко, за 2014 год муниципальное предприятие должно было заплатить их на 247 млн., а коммерсанты, которых втрое больше — 37 млн. После монетизации льготники просто прекратили поездки. Началась так называемая оптимизация маршрутных сетей. Упало и количество транспорта. Если год назад МУП выводил на маршруты 200 единиц техники, то сейчас — 150. Произошло это потому, что из-за снижения зарплаты с предприятия уволилось 200 человек, продолжается увольнение обсуживающего персонала, не связанного с перевозками.

хабаровск

С января профсоюз и работодатель находятся в коллективном трудовом споре. Работники требуют повысить зарплату. Но, чтобы ее повысить, нужен источник финансирования. Средняя зарплата по предприятию — 28 тысяч рублей, а по городу — 45 тысяч. «Мы работаем на «патриотизме», — говорит Остапенко.

Если работниками не будут предприняты радикальные действия, как это было в 1999 году, то будущее ХПАТП №1 без субсидий туманно. Пока что трамваи, муниципальные автобусы и троллейбусы продолжают ходить. Но во второй половине 2016 года все может ухудшиться: начиная от платы за проезд, которая уже повышена до 22 рублей у муниципалов, кончая полным произволом коммерсантов в сфере транспортных тарифов, с санкции Правительства края. К тому же в преддверии выборов, с 1 июля по 1 октября, это самое Правительство проводит беспрецедентно-провальную акцию: «Поддержи электротранспорт и электротранспорт поддержит тебя». Ежедневно с 10:00 до 17:00 в трамваях и троллейбусах стоимость проезда снижена до 20 рублей. Эта «мера» ожидаемо провалилась из-за того, что даже такое уменьшение стоимости проезда не предотвратит коллапса депо. В совокупности с сокращением маршрутов № 60, 72, 79, 86, 87 всё предрекает, что муниципальный транспорт скоро загнется.

хабаровск

Схожая ситуация и в Трамвайно-троллейбусном депо №2 – оно на грани банкротства. В конце 2015-го в СМИ появились слухи о предстоящей сидячей забастовке работников, но бюрократическая машина в депо не довела ситуацию до стачки, начав выплачивать долги перед работниками. ТТУ тоже пострадало от Единого проездного билета, стоимость которого была повышена. Причиной задолженности является кассовый разрыв в начале 2016 года в связи с низким пассажиропотоком. Плюс в последнее время все чаще можно слышать возмущенные слухи о том, что «вагоны пилят, скоро будут демонтировать рельсы».

Мы связались с источником, работающим в Депо №2, который предпочел остаться анонимным, чтобы получить взгляд изнутри на всю ситуацию. Вот что он поведал: «Положение на предприятии действительно удручает. Первое, что бросается в глаза, это то, что зарплата работников упала в два раза: с 24-26 тысяч до 14-15 тысяч. Работники опасаются за свою судьбу и просто валят из депо. Я их агитирую остаться, так как чем меньше нас будет в депо, тем проще будет его закрыть, а оставшихся водителей и кондукторов – уволить. Их, кстати, руководство предприятия всячески оскорбляет и унижает, выписывая штрафы и предупреждения на пустом месте. Работников стараются запугать. Профсоюз наш ничего не делает, чтобы помочь работникам – вся его деятельность заканчивается путевкам и шоколадками.

Насчет того, что режут вагоны – это, действительно, правда. КТМ-608 режут из-за их изношенности и ненадежности конструкции, так как с расходным материалом и запчастями – полных швах, а денег, как нам говорят, нет. Так если денег нет, как тогда можно реконструировать пути на улице Тихоокеанской? Получается, руководство предприятия за счет нас, за счет наших зарплат, хочет покрыть свою безалаберность и свои убытки?

Зарплаты и аванс выплачиваются, но, тем не менее, перед кредиторами существуют огромные долги. Судьба депо будет решаться в конце августа, на судебном заседании. А что будет потом – присоединят ли нас к Депо №1, либо закроют, неизвестно».

хабаровск

Начальник трамвайного депо № 2 Николай Илющенко заявил, что объединения депо не происходит. Предприятие принимает меры для выхода из состояния банкротства, а слухи остаются на совести работников. Депо №2 продолжает процесс финансового оздоровления. «Мы предпримем все меры, но не допустим ликвидации депо», — утверждает Илющенко. Это значит, что более двухсот сотрудников попадут под сокращение, а «убыточный» маршрут № 6 будет заменен так называемыми троллейбусами с автономным ходом. Каким образом колоссальные траты, необходимые для нового вида транспорта окупят закрытие единственного маршрута, на котором жители района могли без пересадок уехать на автовокзал? Наверное, чиновникам и депутатам, передвигающимся на служебных авто с мигалками, это виднее.

В регионах необходимо уделять должное внимание внутренним перевозкам, решать проблемы неэффективности управленческих кадров, обновлять парки машин, но все это нужно делать не ценой сокращений кондукторов и водителей, а путем проведения грамотной, научно обоснованной финансовой политики.

Другое важное условие выхода из тупика – создание трудящимися собственных независимых профсоюзов, таких как Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация» (МПРА). Сегодня, когда в связи с кризисом множество людей теряют работу, когда заработная плата зачастую просто не выплачивается, это вопрос выживания.

Рабочие одного из самых важных регионов Дальнего Востока, Хабаровского края, хотя и в меньшей степени, чем рабочие запада страны, пытаются отстаивать свои трудовые права. В нашем крае существуют огромные проблемы не только на автотранспортных, но и авиационных, дорожных и судостроительных предприятиях, где, как и во всей России, происходят массовые невыплаты зарплаты и сокращения, ввиду политики краевых властей и кризиса национальной валюты.

Рабочие объединяются в профсоюзы для того, чтобы добиваться реальных улучшений условий труда. Никто не проконтролирует действия менеджмента лучше, чем сами работники. Никто лучше, чем профсоюзы не доведет объективную информацию до сведения общественности. Наконец, организованные работники лучше, чем кто-либо способны оказать воздействие на власти и недобросовестных работодателей. Ведь в их руках мощное оружие — забастовка. Надо лишь научиться им пользоваться.

По материалам сайта Союза социалистической рабочей молодежи (Хабаровск).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *